34/15. "Фрунзе"
Эскадренный миноносец. До 5.02.1925 г. - "Быстрый". Заложен 29.10.1913 г. Перезаложен в начале 1914 г. Спущен на воду 7.06.1914 г. Вступил в строй 1.05.1915 г. 29.12.1917 г. вошел в состав Красного Черноморского флота.
Водоизмещение нормальное: 1460 т
Длина: 98 м
Ширина: 9,3 м
Осадка: 3,2 м
Главная энергетическая установка
Паротурбинная, двухвальная, мощностью 25500 л.с.
Скорость: 30 уз
Вооружение: 4 102-мм,76-мм орудия системы Лендера и 45-мм орудия, 5 х 2 торпедных аппарата, 40 мин.
В 06ч.00м. 21 сентября 1941 года командующий эскадрой ЧФ контр-адмирал Л.А.Владимирский на борту эскадренного миноносца "Фрунзе" (из-за ранения командира корабля капитан-лейтенанта П.А.Бобровникова корабль вел капитан 3 ранга В.Н.Ерошенко) вышел из Севастополя для проведения десантной операции в районе Григорьевки. Около 14 часов при подходе к Тендровской косе с эскадренного миноносца заметили атакованную авиацией противника и терпящую бедствие канонерскую лодку "Красная Армения". С разрешения командующего эскадрой эсминец пошел к ней для оказания помощи. По самолетам был открыт огонь шрапнелью. С эсминца спускается шлюпка для спасения плававшего в воде личного состава канлодки. В это время "Фрунзе" сам был атакован 9 пикирующими бомбардировщиками противника Ju-87. Пикируя, они сбросили на корабль с высоты от 100 до 800 метров от 1 до 4 бомб. Оставив на воде в районе бедствия шлюпку, Ерошенко приказывает увеличить ход до 23 узлов и отводит корабль мористее, чтобы иметь возможность маневра. Но примерно в 14ч.00м. бомба, сброшенная с четвертого самолета, взрывается у борта в районе полубака. Взрывной волной и осколками была разрушена передняя часть ходового мостика. В это время бомба с девятого самолета попадает в корабль в районе 102-мм орудия №4. Эсминец осел кормой в воду. Вышли из строя правая машина , машинный телеграф, заклинило рулевое управление. "Фрунзе" начинает описывать циркуляцию вправо. Начинается поступление воды в носовые и кормовые помещения, происходит медленное увеличение дифферента на корму и крена на левый борт, вода покрывает уже примерно 1/5 палубы. Поврежденная поперечная переборка в районе 4-го кубрика была подкреплена , и распространение воды по кораблю приостановлено. Через 30 минут была введена в действие правая машина , и рулевое управление. Примерно через час после окончания первой атаки авиации начинается вторая, в которой участвуют 9 самолетов. Ко времени начала атаки полностью закончился боезапас к 45-мм орудиям, а орудия Лендера не действовали из-за повреждений. После попадания бомбы в полубак и возникновения пожара Владимирский приказывает затопить 1-й артпогреб. Вода хлынула внутрь корабля. Крен достигает 45°. Запас плавучести еще более уменьшился, эсминец погружался в воду. Считая положение корабля безнадежным, командир приказал личному составу покинуть нижние посты, а раненых перенести на ростры. Спасая личный состав, Ерошенко в 15ч.07м. выбрасывает корабль носовой оконечностью на отмель в 90 кабельтовых от Тендровского маяка. "Фрунзе" был обследован водолазами в июне 1949 года. Корабль лежал на грунте с креном 3° на правый борт на глубине 8-8,5 метров. Носовая оконечность длиной 19,8 метра была частично оторвана от основной части корпуса и имела крен 63° на правый борт. Была разрушена обшивка полубака. В левом борту на расстоянии 2 метров от клюза и в 1 метре от палубы имелась пробоина размером 2х0,65 метра, в левом борту в полутора метрах от палубы пробоина диаметром 0,4 метра. В 0,4 метра от этой пробоины по борту шла вертикальная трещина длиною около 2 метров. На расстоянии 2 метров от кормовой надстройки в сторону кормы палуба и оба борта разрушены на протяжении 9 метров - правый на высоту 2 метров от палубы, левый - полутора. Отсутствовали палубные механизмы (кроме шпилей), оба якоря и одно 102-мм орудие. В 70-х годах с него аквалангистами николаевского клуба "Садко" было снято орудие главного калибра , также им удалось обнаружить три сейфа с документами, один из которых принадлежал комиссару корабля. Согласно последним слухам , некоторые лица занимаются подъемом цветного металла из корпуса эсминца. Координаты 46°15'N 31°32'E.

Вернуться к Карте 2 >>>

„ ©ўЁ­Ј - ३⨭Ј DIVEtop ѓ®«®б®ў вм §  ­ и б ©в 
­  DiveLIST