Лидер Харьков

Лидер "Харьков"
Лидер эскадренных миноносцев типа "Ленинград", проект 1. Заложен 29.10.1932 г. Спущен на воду 9.09.1934 г. Вступил в строй 10.11.1938 г.
Водоизмещение: стандартное - 2032 т,
полное - 2693 т.
Длина: 127,5 м
Ширина: 11,7 м
Осадка: 3,72 м
Главная энергетическая установка
котлотурбинная, трехвальная мощностью 66000 л.с.
Скорость: полная - 43 уз.,
экономическая - 20 уз.
Вооружение:
5 130-мм орудий в установках Б-13,
2 76,2-мм орудия в установках 34-К,
2 76,2-мм орудия в установке 81-К,
2 45-мм орудия в установках 21-К,
2 37-мм орудия в установках 70-К,
4 12,7-мм пулемета ДШК, 20-32 глубинных бомбы,
2 х 4 533-мм торпедных аппарата
(торпеды 53-38, 53-38У, 53-39), 68-84 мины.

Вернуться к Карте 4>>>

Эскадренный миноносец Беспощадный

Эскадренный миноносец
"Беспощадный"
Проект 7. Заложен 15.05.1936 г. (завод им. 61 коммунара, Николаев), спущен 5.12.1936 г., вступил в строй 2.10.1939 г.
Водоизмещение: стандартное - 1885 т,
полное - 2402 т.
Длина: 112,5 м
Ширина: 10,2 м
Осадка: 4,8 м
Главная энергетическая установка
паротурбинная, двухвальная, мощностью 56000 л.с.
Скорость: 38,6 узла
Вооружение:
4 130-мм орудия в установках Б-13-2,
2 76-мм орудия в установках 34-К,
3 45-мм орудия в установках 21-К,
4 12,7-мм пулемета ДШК, 10-20 глубинных бомб,
2 х 3 533-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 236 человек.

Вернуться к Карте 4>>>

Эскадренный миноносец Способный

Эскадренный миноносец "Способный"
Проект 7У. Заложен 7.07.1936 г. (завод им. 61 коммунара, Николаев), перезаложен 7.03.1939 г. Спущен на воду 30.09.1939 г. До 25.09.1940 г. - "Подвижный". Вступил в строй 24.06.1941 г.
Водоизмещение: стандартное - 1850 т,
нормальное - 2150 т,
полное - 2400 т.
Длина: 112,5 м
Ширина: 10,2 м
Осадка: 4,2 м
Главная энергетическая установка паротурбинная,
двухвальная мощностью 54000-60000 л.с.
Скорость: 36-39,6 уз.
Вооружение:
4 130-мм орудия в установках Б-13-2,
3 76-мм орудия в установках 34-К,
3 45-мм орудия в установках 21-К,
8 37-мм орудий в установках 70-К,
4 12,7-мм пулемета ДШК, 10-20 глубинных бомб,
2 х 3 533-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 215-250 человек.
6 октября 1943 г. соединение кораблей в составе лидера "Харьков", эсминцев "Беспощадный" и "Способный" после проведения набеговой операции на Ялту возвращалось в Туапсе. В 8 ч. 10 м. появившиеся над соединением три советских истребителя сбили германский самолет-разведчик, летчики с него приводнились на парашютах. Корабли задержались на 20 минут для подъема их на борт.
Этот маневр отвлек внимание верхней вахты от наблюдения за горизонтом. Как только корабли начали отход 28-узловым ходом, появились 8 немецких пикирующих бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием двух Me-109. И хотя советские истребители сбили один "Юнкерс" и один истребитель, другим самолетам, зашедшим со стороны солнца, удалось поразить лидер сразу тремя бомбами весом в 250 кг. Одна из них попала в верхнюю палубу в районе 135-го шпангоута и, пробив корпус насквозь, взорвалась под килем. Еще по одной бомбе попало в первое и второе котельные отделения.
Оба они, а также машинное отделение оказались затопленными, вода медленно поступала через поврежденную переборку на 141-м шпангоуте в третье котельное отделение. Таким образом, из главной силовой установки в строю остался турбозубчатый агрегат во втором машинном отделении и третий котел, давление в котором упало. Взрывом сорвало и выбросило за борт один 37-мм зенитный автомат; вышли из строя два зенитных пулемета. Лидер потерял ход, получил крен 9° на правый борт и дифферент на нос около 3 м. В этой обстановке было приказано "Способному" взять "Харьков" на буксир кормой вперед.
Теперь соединение двигалось в 90 милях от Кавказского побережья к западу от Туапсе со скоростью 6 узлов. Можно было бы, оценив обстановку, снять с лидера экипаж, а корабль затопить. Это приказание якобы и отдал командующий флотом. Но на соединении приказ не получили и продолжали движение. В 11 ч. 50 м. над кораблями появились 14 пикирующих бомбардировщиков Ю-87. Два из них атаковали "Харьков" и "Способный", остальные - "Беспощадный". И хотя к этому времени для прикрытия прибыло еще 9 наших истребителей, но отбить атаки они не смогли. "Харьков" новых повреждений не получил, но в "Беспощадный" попала авиабомба, разрушившая машинное отделение, а у "Способного" в результате бомбежки разошлись заклепочные швы.
После этого командир отряда отдал приказ "Способному" поочередно буксировать "Харьков" и "Беспощадный". В 14 ч. 00 м. на лидере ввели в строй третий котел, и корабль смог дать ход до 10 узлов под одной машиной. Но через 10 минут корабли снова подверглись атаке группы из 20-25 "юнкерсов".
В результате в 14 ч. 25 м. "Беспощадный" затонул. "Харьков" получил два прямых попадания в полубак, несколько бомб разорвались рядом с кораблем. Все носовые помещения до 75-го шпангоута оказались затоплены, от сильного сотрясения корпуса вышли из строя вспомогательные механизмы единственного оставшегося под парами котла, лидер стал погружаться носом с креном на правый борт. Каких-либо существенных мероприятий по борьбе за живучесть провести не успели, и в 15 ч. 37 м., до последнего момента ведя огонь из 130-мм орудия и одного зенитного автомата, "Харьков" скрылся под водой.
Еще в течение двух часов эсминец "Способный" спасал экипаж лидера. Но в 18 ч. 10 м. последовал очередной налет немецкой авиации, и через 20 минут эсминец погиб от взрыва собственных глубинных бомб. Командование Черноморского флота развернуло беспрецедентную спасательную операцию, в которой участвовали сторожевые и торпедные катера, базовый тральщик "Искатель" и буксир "ЧФ-1". Им удалось извлечь из воды 123 (по другим данным, 187) члена экипажей затонувших кораблей, но 692 (по другим данным, 716) человека все-таки погибли. Впрочем, немцам успех тоже достался недаром: они потеряли 14 самолетов.
В 1992 г. при испытании гидроакустического комплекса с борта ГИСЦ "Гидролог" все три корабля были обнаружены на глубине около 1800 метров, в районе с координатами 44°12'N 35°57'E. Расстояние между объектами на грунте около 1-2 мили.

Вернуться к Карте 4>>>

„ ©ўЁ­Ј - ३⨭Ј DIVEtop ѓ®«®б®ў вм §  ­ и б ©в 
­  DiveLIST