Болгарский миноносец типа Дерзки - Шумни

2. "Шумни"
Болгарский миноносец типа "Дерзки". Построен во Франции на верфи "Шнейдер" в 1907-1908 гг.
Водоизмещение: 97,5 т
Длина: 38,0 м
Ширина: 4,04 м
Осадка: 2,4 м
Мощность механизмов: 1950 л.с.
Скорость: 26 узлов
Вооружение: 2 47-мм орудия, 3 450-мм торпедных аппарата
Экипаж: 30 человек.
В Первую Мировую войну использовался для обороны побережья Болгарии. Погиб 11.08.1916 г., подорвавшись на русской мине в районе Варны, в полутора километрах от берега в районе Черного мыса. Минное заграждение (240 мин) было выставлено 9 сентября 1916 г. российскими эсминцами "Беспокойный", "Пронзительный" и "Гневный" в районе мыса Экрене.
Практически от корпуса миноносца ничего не осталось. Охотники за металлоломом, разрушили то что осталось от корпуса , в поисках цветного металла.
Координаты 42°55'N 27°54'E. Глубина около 6 метров.

Вернуться к Карте 9 >>>
Болгарский миноносец типа Дерзки - Шумни

Парусно-моторная яхта Колхида

5. "Колхида"
Парусно-моторная яхта . Принадлежала России. Построена на английской верфи "Крейтон" в 1898 г. для членов российского императорского семейства под именем "Тамара".
Водоизмещение 992т.
Длинна 67м.
Ширина 8,7м.
Мощность машин 125 л.с.
В 1913 году Морское министерство Россий купила яхту от Великого князя Михаила Александровича , и переименовала в "Колхиду", по имени парусного корабля русского военного флота. В октябре 1914г. яхта была перебазирована в Севастополь и вооружена несколькими орудиями, и радиостанцией.
Осенью 1916г. стояла на ремонте в Ростове-на- Дону. Здесь застигли ее бурные события 1917 года.Экипаж был революционно настроенным . Радиостанция "Колхиды" приняла , и распространила первые в октябре 1917г. декреты Совнаркома. За свое участие в событиях октябрьской революций , в южной России она была названа "Донской Авророй". Позже во время гражданской войны была штабом революционных сил Красной армий ,в Ростове-на- Дону , в борьбе с атаманом Калединым. В мае 1918г. захвачена белой гвардией генерала Красного, и в очередной раз переименуется в "Пернач".
В ноябре 1920г. с белыми офицерами на борту , "Пернач" отплыл в последний раз с берегов Крыма. 3 марта 1920 г. недалеко от входа в Варненский залив "Колхида" налетела на затонувшее судно. Попытка спасти яхту с помощью подошедших пароходов "Колыма" и "Россия" , оказались неудачными, и сорванная волнением с мели "Колхида", затонула в районе мыса Кара-Бурну .
Существует версия , что турки отказали русским в убежище Стамбуле. После чего белогвардейцы отправились к болгарским берегам.Правительство Турции уже установило отношения с Советской Россий , и возможно что , и царская Болгария отказало в политическом убежище.Оставалась одна возможность , инсцинированное кореблекрушение. "Колхида" открыта под водой флотскими военными водолазами в 1922г. Тогда были демонтированны:орудия, магнитный компас с нактоуза, носовое украшение и щандарт в хорошем состояний.
В 60-тые годы яхта взорвана на куски под водой капитаном Боцаневским , занимающийся в то время извлечением цветных металов, и тяжелых кусков железа , с утонувших кораблей по болгарскому побережию. В последующие года на поверхность были подняты множество интересных предметов: бронзовые лопасти,телеграф,подвижный фонарь составленный из 14 электрических лампочек с угольными нагревателями использовались вероятно , для стояночного огня и др. Эти вещи находятся в Военноморском музее г. Варна.
В 1987 была проведена совместная экспедиция группы дайверов , с областного музея в Ростове-на- Дону. Фактические координаты 42°55'N 27°54'E. Глубина около 6 метров. По рассказам болгарских водолазов из клуба "Реликт" г. Варна побывавшие на месте гибели судна в 2002 году. От корпуса некогда величавой яхты практически ничего не осталось.

Вернуться к Карте 9 >>>
Парусно-моторная яхта Колхида

6. "Гайрет"
Принадлежал Турции. Эсминец типа "Шихау". В 1916 году немецким командование был послан в Констанцу эсминец "Гайрет". Эсминец не имел точных навигационных карт, в результате налетел на необозначенную скалу. Спешная разгрузка и попытка снятия корабля ни к чему не привела. В начале он сидел неплотно, но большая зыбь увеличила пробоины, и после затопления машинных отделений эсминец сел основательно. Пришлось снять с него команду и отказаться от его спасения. Все ценное и легко снимающееся оборудование, предварительно сняли. По описанию болгарского аквалангиста Ровсена Гевшекова корпус судна сильно разрушен. Более детального осмотра не проводили. Координаты 42°55'N 27°54'E.
Глубина около 6 метров.

Вернуться к Карте 9 >>>

„ ©ўЁ­Ј - ३⨭Ј DIVEtop ѓ®«®б®ў вм §  ­ и б ©в 
­  DiveLIST