Подводная лодка Морж

4. Подводная лодка "Морж"
Заложена 25.06.1911 г. в Николаеве, спущена на воду 15.09.1913 г., вступила в строй 8.04.1915 г.
Водоизмещение (надводное / подводное): 630 / 790 т
Длина: 68,43 м
Ширина: 4,48 м
Осадка: 3,9 м
Скорость: 11/8 уз.
Вооружение: 4 + 8 456-мм торпедных аппаратов, 2 75-мм и 1 37-мм орудия.
Подводная лодка "Морж" под командованием старшего лейтенанта А. С. Гадона 28 апреля 1917 г. вышла из Севастополя в район Босфора для смены находившейся там в крейсерстве подводной лодки "Кашалот". Первоначально лодка заняла позицию у Эрегли, а затем переместилась к Босфору. В мае лодка погибла в районе Босфора после подрыва на дрейфующей мине. Германскими моряками в предполагаемом месте гибели лодки был подобран из воды ее спасательный круг. Погибли 42 человека.
В августе 2000 г. в Черном море у входа в Босфор работала международная подводная экспедиция, имевшая своей целью поиск погибшей здесь 24 февраля 1942 г. небольшой болгарской шхуны "Струма". 26 августа 2000 г. на 90-метровой глубине, в точке 41°22,45'N 29°15,81'E Дэвид Уилкинс (видеооператор) и доктор Герент Фолкс-Джонс (оба из Великобритании) обнаружили лежащую на грунте неопознанную подводную лодку.
Поскольку время пребывания на такой глубине было весьма ограничено, аквалангисты успели только заснять короткий видеофильм, ограничившись беглым осмотром обнаруженного объекта. По их описанию можно идентифицировать находку как подводную лодку типа "Нерпа". Так как в акваторий Черного моря лодка данного типа была одна - "Морж", можно сделать вывод, что объект и является русской подводной лодкой "Морж".
Лодка лежит на грунте почти на ровном киле. Кормовая оконечность длинной около 12 м оторвана. Оторванная корма развернута почти на 180° так, что винты почти упираются в место разрыва корпуса. К тому же корма лежит с креном около 70° на левый борт. Правый кормовой горизонтальный руль огромным плавником возвышается над остатками кормовой оконечности, внутри которой хорошо различим один из двух 456-мм торпедных аппаратов. Отчетливо видны оба четырехлопастных гребных винта, из которых левый наполовину занесен илом. Правый гребной вал выступает далеко за кромку оторванной кормовой части. На рубке частично отсутствует легкая обшивка, местами различимы остатки леерного ограждения. Тумбы обоих перископов возвышаются над погибшим кораблем, а крышка рубочного люка лодки приоткрыта.

Вернуться к Карте 9 >>>
Подводная лодка Морж

„ ©ўЁ­Ј - ३⨭Ј DIVEtop ѓ®«®б®ў вм §  ­ и б ©в 
­  DiveLIST