04.08.2012

Секретный дайвинг: торпедный завод в Крыму


Военный объект советской эпохи раскрывает тайны дайверам


Помните советский фильм «Акваланги на дне»? В крымском поселке идут съемки приключенческого фильма. Режиссер приглашает одного из местных подростков, отличного ныряльщика, на роль дублера. Парень соглашается и во время съемок случайно находит в море заправленный акваланг, спрятанный на дне недалеко от берега. Советские контрразведчики выясняют, что обнаружен канал, по которому через границу переходит связной иностранной разведки. Съемочная группа помогает пограничникам задержать шпиона.

В сюжете фильма, конечно же, есть доля правды. За советскими оборонными объектами в Крыму охотились десятки шпионов. Одним из таких объектов был завод «Гидроприбор» недалеко от Феодосии.
Про заброшенный торпедный завод, который находится в Крыму в поселке Орджоникидзе, я и раньше слышал много увлекательных историй от дайверов, но лично попасть на этот комплекс с подводными пусковыми устройствами для испытания торпед удалось только в июне 2011 года… Ну давайте обо всем по порядку…

В прошлом году моей маме после операции врачи порекомендовал теплый песок и морской климат. И я решил сделать маме подарок. Несмотря на развитие курортов Краснодарского края, в котором я живу, было принято решение отправиться на отдых в Феодосию через паромную переправу порт «Кавказ» - порт «Крым». Дело в том, что российские курорты, несмотря на их близость к моему дому, по прежнему проигрывают Крыму. Но это другая тема...

Итак, в начале июня мы поселились в пансионате «Золотой берег», сохранивший традиции и порядки советских времен, начиная с системы питания и заканчивая контингентом отдыхающих. Повалявшись день на чистом песке и наслушавшись разноязыкой речи граждан бывшего СССР, я задумался о правильном проведении досуга. Прихватив с собой дайверское снаряжение, фотоаппаратуру и желание нырять, успокоив любимую маму и пообещав каждый вечер посвящать только ей, я сел на машину и уехал к другу в Феодосию, с которым заранее созванивался по поводу дайвинга. Игорь оказался дома и, пропетляв минут десять по Феодосии, мы оказались на городской спасательной станции. Три следующих дня опытные водолазы-спасатели Павел и Михаил знакомили нас с подводным ландшафтом Феодосийского залива.

Начнем с того, что наиболее интересные погружения в акватории Феодосии можно осуществить только с их помощью, так как некоторые объекты находятся в зоне порта, и для ныряния на них нужно специальное разрешение. Не стоит забывать и о пограничниках, с которыми нужно согласовывать дайвинг в Крыму. К тому же Павел и Михаил показали себя с наилучшей стороны по знанию местных подводных достопримечательностей и мореходному делу. Да и воздух в баллонах, которые забивал Миша, был по-особенному вкусным: курортно-крымским.

Рассказывая об интересных дайв-сайтах, ребята поведали мне о заводе «Гидроприбор», в просторечии - торпедном заводе в поселке Орджоникидзе. А мой друг Игорь Бжежинский, профессиональный военный, увлеченный изучением батальной истории Крыма, прочитал нам целую лекцию об этом оборонном объекте, на котором он уже нырял несколько раз.


Игорь Бжежинский: До революции 1917 года на месте Орджоникидзе существовал рыбацкий поселок Двуякорное. Позже селение стали называть Бубновка, так как прибрежный участок земли принадлежал герою обороны Порт-Артура вице-адмиралу М.В. Бубнову, и там находилась его дача, разрушенная в Гражданскую войну.

В 1912 году по заказу правительства Николая II компания «Ноблесснер» начала здесь строительство минной станции для российского военно-морского флота. Сначала объект планировалось построить на берегу Феодосийского залива, но Городская дума Феодосии в 1911 году не одобрила проект. Вице-адмирал Бубнов, имевший акции «Ноблесснера», предложил для строительства свой земельный участок в бухте Двуякорная. Морской министр Российской империи адмирал И.К. Григорович, заместителем которого был М.В. Бубнов, лично приехал на закладку торпедного завода. После войны во время восстановительных работ на заводе нашли серебряную табличку с перечислением чиновников, участвовавших в мероприятии, и датой закладки: 26 марта 1914 года.

После революции 1917 г. предприятие перешло в ведение Наркомата обороны СССР, получило литерный номер 181 и стало самостоятельным заводом «Гидроприбор».

Завод продолжал работать и достраиваться уже при Советской власти. В 1937 году поселок Бубновка был переименован в честь Серго Орджоникидзе – министра тяжелой промышленности СССР.

Во время Великой Отечественной войны завод был основательно разрушен. После его восстановления и территория завода вместе с Двуякорной бухтой и поселок Орджоникидзе надолго стали закрытыми объектами по причине секретности. В цехах завода собирались и прошли испытания практически все виды торпед Советского Военно-Морского Флота.

В специальном «отстрелочном» павильоне, который был вынесен на 200 м от берега в сторону открытого моря, производили испытательные пуски торпед без боевого заряда. Торпеды на дне находят до сих пор. Недавно, в 2010 году, торпеда времен Первой мировой войны была обнаружена аквалангистом в 50 метрах от берега.

После развала СССР разруха постигла и завод «Гидроприбор». Первым делом с его складов исчезли серебросодержащие элементы, которыми комплектовалась аккумуляторы торпед. Позже эти элементы стали усиленно искать многочисленные аквалангисты на морском дне в акватории Двуякорной бухты. Сейчас завод находится в частной собственности. Секретное оборудование демонтировано и закрыто в одном из цехов. Собственно из-за этого территория завода и продолжает охраняться. Администрация поселка Орджоникидзе планирует на месте завода строительство курортной зоны с мариной яхт-клуба. Название курорту уже придумано - в честь легендарного приморского города Александра Грина - Зурбаган. А пока среди живописных развалин проводят съемки фильмов и устраивают арт-фестивали.

После такого исторического экскурса мое решение было однозначным - увидеть все своими глазами. Погрузившись утром на катер, мы не спеша проследовали мимо Феодосийского морского порта, осмотрели с моря развалины Генуэзской крепости на Карантине, прошли мимо маяка и разрушенных немецких дотов на мысе Ильи… Перед нами раскинулась Двуякорная бухта, впереди виднелся мыс Киик-Атлама, а правее за ним возвышалась вершина Карадага.

На первое погружение мы остановились в районе бухты Лаваш, известной своими интересными подводными ландшафтами. Это место славится своей прозрачностью, но не в этот раз - поднятая при очистке порта илистая муть растянулась береговыми течениями вдоль всех соседних бухт. Но даже при практически нулевой видимости вблизи порта, здесь было уже 3-4 метра относительно чистой воды. Живности здесь под водой гораздо больше, чем на Кавказском побережье Черного моря. По разнообразию подводного мира с Крымом, на мой взгляд, может поспорить, наверное, только район Малого Утриша недалеко от поселка Абрау-Дюрсо.


Но вернемся к нашим приключениям. Впереди по курсу нас ждал завод «Гидроприбор»… Величественное некогда здание испытательного павильона, построенное на берегу живописной бухты, сейчас вызывало жалость своей заброшенностью и разрухой. У причала, где когда-то швартовались заводские катера-торпедоловы, стоит пара сейнеров и чьи-то частные катера. На стенке порта ржавеет готовое к разделке на металл судно. Бурная зелень пробивается через потрескавшийся асфальт дороги. Зияют выбитыми окнами заводские цеха. Пейзаж прямо из кинофильма «Сталкер», правда, радиация отсутствует.

Следующую остановку мы делаем у внешней стенки, ограждающей порт завода. Здесь заводчане затопили списанный катер-торпедолов, честно отслуживший свое. По последним данным, это - ТЛ-14 проекта 386. На глубине около 8 метров лежит корпус катера. Надстройки на палубе нет. Ее демонтировали на заводе после списания. Видны следы пожара, который прошелся по катеру во время сварочных работ. Отверстие почти метрового диаметра в корме катера служит неиссякаемым источником легенд местных дайверов: это «следы прямого попадания снаряда (мины, бомбы) во время десанта», «корабль погиб геройски»…

На самом деле отверстие в корме служило для поднятия по слипу учебной торпеды, выловленной торпедоловом после стрельб.

Катер покрыт водорослями и при условии прозрачной воды является неплохим объектом для разового посещения и фотосъемки. Но сделать снимки на катере мне не удалось, так как из-за обилия взвеси фотокамера практически не фокусировалась.

Наш катер медленно подходит к одному из тоннелей, арки которых на несколько метров выше уровня воды. Откуда-то сверху из павильона в воду каждого тоннеля опущены металлические салазки с прицельными устройствами. На них когда-то устанавливались торпеды, отсюда они начинали свой путь вдоль специально оборудованной на дне бухты трассы с контрольно-измерительными приборами. Сейчас от нее в глубине Двуякорной остались только помосты, на которых стояли приборы...

Длина тоннеля около 50 метров. В самой дальней его части сбоку находится выход в надводные помещения здания. По дну разбросан различный металлический мусор, оставшийся со времен эксплуатации. Недостаток освещения создает погружению особую ауру.

Ни я, ни мой подводный фотоаппарат не можем передать техногенную красоту пусковых установок. Представьте, что вы парите в невесомости среди гигантского железного леса. В темноте то и дело в луче фонаря проплывают какие-то странные металлические конструкции. Вот по железобетонной стене пробежал краб, грозно растопырив клешни… В груде таинственного железа мелькнула и пропала стайка мелких рыбок... Послышался непонятный шум, идущий со всех сторон, и вдруг, пикируя прямо на меня, появился мой напарник Алексей на подводном буксировщике. Он вынырнул из стального леса, развернулся и исчез в темноте…

С нами на погружение пошли и технические дайверы. Эти товарищи с суровыми лицами под водой и с фонариками на левой руке вызывали невольную улыбку на такой глубине. А в жизни - веселые и отзывчивые ребята, которым мы помогали подниматься на катер.

В завершение скажу, что по обилию артефактов и по антуражу подводная часть бывшего «Гидроприбора» вполне подойдет для съемки если не фантастического фильма, то уж точно нового подводного боевика с иностранными шпионами, охотящимися за секретными торпедами. А за шпионами, как водится по сценарию, будет гоняться доблестный подводный спецназ… А местные дайверы найдут на затонувшем торпедолове шпионское снаряжение…

Когда я записываю в свой логбук интересное место для дайвинга, то всегда советую друзьям не жалеть ни время ни денег, не бояться трудностей, а нырять много и с удовольствием! Это относится и к моим подводным приключениям на бывшем торпедном заводе.

 

Источник: http://www.diveplanet.ru/diving-media/wreck-diving/88932/