Отчет о поездке Елкина А.В. в Крым, июль - 2008 года


В Крым , за приключениями.

    Основная идея поездки была совмещения приятное с полезным, то есть не только выгулять семью, а также и попытаться понырять на объекты расположенные в районе береговой линии. Вместе с нами в поездку отправилась семья Петиновых. Юра Петинов мой товарищ по экспедициям. Маршрут Тольятти- Киев (на пару дней , тряпки женщинам прикупить), Кинбурская коса на 3-4 дня (район Херсона), Феодосия (попытаться нырнуть на паром Зибель на Генеральских пляжах, пару дней Балаклаву (традиция), и в конце поездки заехать под Керчь в Заветное к моему отцу. Про Киев писать не буду - сплошной шопинг, а вот про Кинбурскую косу рассказать есть о чем.
    Кинбурская коса
    Если б моя жена узнала в какую попу я ее привезу, то наверное скандалить начала еще в Тольятти. Так как у меня низкопрофильный Ситроен, то вся надежда была на большого американского друга- Форда Экспедишин (машина на которой путешествовала семья Петиновых). Когда до возжеланной точки осталось около 20 км, я на обочине увидел древний УАЗик и надпись около него , предлагающая сопроводить до Кинбурской косы. А так как на одном из проводников были колоритные татуировки, то первая мысль моей жены, было что нас заведут в непроходимый лес и как минимум съедят. За плату в размере 250 хохлобаксов (около 1200 руб), проводники обещают дотащить по песку не только Форд , но и Ситроен. За 40 минут прыганья по кочкам и барханам, наша маленькая автоколонна добралась до Покровки. Данный населенный пункт оказался, достаточно населенным. Даже была небольшая VIP-турбаза. И еще нас удивил местный автобус -УРАЛ с кунгом. Правда, мест до ночлега в тот день практически не было. Мы упросили милую старушку (местную жительницу) пустить нас переночевать (7 человек). Рано утром пока все спали, я с Юрой погрузив на Форд водолазное снаряжение отправился на первое погружение "Минзаг Колхозник". Проехав пару километров, перед нами оказалось небольшое водное препятствие в виде протоки. Если б я только знал чем закончится данное форсирование , то наверное на горбу перенес все подводное оборудование. Короче говоря, у Форда лопнул ремень, поломал вентилятор и вывел из строя кондиционер. Пока решали вопрос по ремонту машины, испортилась погода. Прожив три дня, мы так и не смогли погрузиться на объекты.
    Пытались с помощью GPS найти дорогу обратно (решили сэкономить на проводниках), но на полдороге заблудились, и вызвали проводников. Те нас все таки без приключений вывели на асфальт.

    Генеральские пляжи
    История о том, что в районе Генеральских пляжей (Азовское море недалеко от Керчи) лежит немецкий самоходный паром типа "Зибель" была услышана мной от Керченских спасателей. Без лишних приключений добрались до предполагаемого места гибели парома, мы увидели абсолютно мутную воду и сильное волнение на море. Не судьба.
   

    История о транспорте №57 "Ростов"
    В поселке Форос, 40 метрах от береговой линии на глубинах от 7 до 15 метров лежит остов парохода. Разные названия ему присуждают , но все же хотелось осмотреть его поближе. Прямо на берегу в 100 метрах от обломков расположился небольшой дайв-центр. Мы с Юрой сразу поспешили к единомышленникам, приятно увидеть людей занимающихся любимым делом -погружением с аквалангом. На наш первый вопрос , "А какое судно лежит у вас под боком"- мы получили очень интересный ответ "Это секретнй объект- и все данные о нем засекречены". Я сразу понял, перед нами бывшие военные водолазы- которые ни хрена ничего не знают, и всегда прикрываются секретами. Мы пытались завязать беседу, но было видно, что без денег мы их не интересуем.
    На следующее утро я с Юрой взял снаряжение и сделал первое за поездку погружение. Обломки судна впечатлили - носовая часть сильно разрушена, чего не скажешь о корме. Огромный трехлопастный винт, закругленная корма. Длина судна около 70-80 метров. Паровые котлы (2шт) лежат с правой стороны. Виден генеральный груз- балки, и тавры.
    И так это однозначно "Транспорт №57"!!!!
    Принадлежность России. Бывший почтово-пассажирский пароход "Ростов". Водоизмещение 2925 брт.
    15.04.1918 г. у мыса Сарыч немецкая подводная лодка UC 23 , перехватила транспорт №57 следовавший в Севастополь. В связи с отказом русских, подчинится сигналу с лодки остановится, был открыт огонь. На судне появились убитые и раненные среди пассажиров. Экипаж судна принял решение, выбросится на отмель в районе бухты Форос. В последствии корпус судна разбит штормами.
    Приблизительные координаты 44°24.231'N33°50.394'E.
    Максимальная глубина 15 метров
    И теперь точно можно сказать, что это не Т-484.
    Немного информации.
    Тральщик. Бывший буксирный пароход Наркомата морского флота. До 29.01.1940 г. и с 5.10.1940 по 29.06.1941 гг. носил название "Хёнкин". Построен в 1935 г. С 29.10.1939 по 5.10.1940 г. призывался для прохождения тральной подготовки. Мобилизован 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик , и 2.07.1941 г. зачислен в состав Черноморского флота. Участвовал в обороне Одессы.
    Водоизмещение: 200 т
    Вооружение: 1 45-мм орудие, 1 7,62-мм пулемет.
    Погиб 7 (по другим данным - 11) ноября 1941 г. Тральщик следовал из Тендры в Севастополь, имея на буксире баржу с 12 автомашинами и шхуну с грузом Тендровского боевого участка. В 12 ч. 00 м. в районе селения Симеиз у тральщика кончился запас моторного масла, и он потерял ход и управление. Сильным накатом волны был разорван буксирный трос. В 16 ч. 00 м. тральщик был выброшен на берег у мыса Сарыч в районе селения Форос. Личный состав тральщика и 110 человек личного состава Тендровского боевого участка высадились на берег и пешим порядком прибыли в селение Байдары. Тральщик перед этим был подожжен. Cведений о нахождении в районе селения Форос обломков судна на мелководье нет.
    Выйдя на берег после погружения , мы были приятно удивлены встречавшим нас украинским пограничником!!! Который на украинском языке (хотя я на 100 процентов уверен, что отлично знает русский) понес какую то чушь, по поводу шпионажа в пользу России мною, и моего друга Юры. Из его слов я понял, что расстрелять нас мало, надо пытать салом в украинских застенках. В конце концов сговорились о штрафе в 51 гривну (250 руб). За ныряние с аквалангом без специального разрешения Верховной Рады!!! Погранец, впоследствии оказался неплохим малым , и раскололся что на нас накапал Женя- владелец дайв-центра в Форосе. Ни когда бы не подумал, что военные водолазы - стукачи!!!
    Да простит его бог!!!

     Керченский пролив
    Последние два дня отдыхал у отца под Керчью в селе Заветное. Видимость в Керченском проливе в те дни были на удивление хорошее. Взяв маску с трубкой, обследовал, два объекта в районе местного пляжа. Первый объект небольшой фрагмент несамоходного судна длина обломка 23 метра, ширина 7 метров. Идентификации не подлежит. Зато второй объект поразил меня размерами. На расстоянии 200 метров от берега, на глубине от 4х до 6 метров лежит остов несамоходного судна длиной около 70 метров. Сохранился хорошо носовая часть. Дальше все борта разрушены. Виден фундамент цистерны, борта были с иллюминаторами. Виден груз, ящики со 76 мм снарядами, и с крупными минометными минами. Под обломками бортов видны небольшие ящики (неизвестно что в них). Россыпью лежат винтовочные патроны, даже виден ствол проржавевший от трехлинейки. Я нанырялся до одурения. Но так и не смог определить тип объекта. По всей вероятности плавсредство затонуло во время высадки Керченских десантов.
    Сделал немного фото береговых укреплений на мысе Такиль.