Обязательное страхование морских рисков


Каско судов во всём мире является добровольным видом страхования. А вот ответственность владельцев морского транспорта в РФ в ряде случае должна быть обязательно застрахована уже сейчас. Например, при выполнении международных морских рейсов. В обозримом будущем в России возможно появление всеобщего обязательного страхования ответственности судовладельцев (ОСОС). Концепция проекта соответствующего федерального закона уже готова. Кризис в сфере отечественного страхования может ускорить принятие этого документа законодателями в работу.

Напомним, предложение о введении ОСОС появилось ещё в 2007 году, но было отвергнуто рядом экспертов. В 2015 году о новом виде обязательной страховой защиты вспомнили вновь. Причина в резком росте стоимости обязательного автострахования и каско. Цены полисов на суда также выросли. Всё это привело к снижению спроса на услуги страховщиков. Рынок ОСАГО «просел» на 10%, каско – более чем на половину, ряд страховых компаний покинули сегмент добровольного страхования судов. Так, официально отказались от страхования морских рисков «РЕСО-Гарантия» и «ВСК», а «СОГАЗ» до минимума сократил портфель в «морском» сегменте. Страховщики заинтересованы в появлении новых видов страховой защиты.

По мнению экспертов, в ближайшее время не стоит ожидать улучшений на рынке автострахования каско (цены пойдут вниз только после укрепления рубля, а рост сегмента возобновится только с ростом объёмов проданных автомобилей). Рассчитывать на систему ОСАГО онлайн тоже не приходится. Автомобилисты почти не пользуются новшеством, которое могло бы уменьшить затраты страховых компаний в сфере «автогражданки», снизить цену полисов и стабилизировать ситуацию в сегменте. Сейчас рассчитать ОСАГО онлайн тут можно в среднем за 5-6 тысяч рублей. Автомобилисты не довольны столь высокой ценой, страховщики же, напротив, настаивают на дальнейшем повышении тарифов. Специалисты полагают, что очередной кризис «автогражданки» не за горами. Поэтому без новых источников дохода страховым компаниям не выжить. Они продолжат лоббировать закон об обязательном страховании морских рисков.

Козырем страховщиков в вопросе введения ОСОС является пример Японии. В стране давно и эффективно действует система обязательного страхования ответственности судовладельцев. Статистика о старении отечественного флота и повышении уровня рисков в сфере морских перевозок России, представленная в апреле 2015 года членом президиума Всероссийского союза страховщиков Николаем Галушиным, также является доводом страховщиков в свою пользу.

Противники введения ОСОС напоминают, что:

В России действует Кодекс торгового мореплавания. Согласно его XVIII статье, собственник судна несёт ответственность за любой ущерб, причинённый судном в результате загрязнения окружающей среды. Статья XIX КТМ РФ устанавливает ответственность судовладельца за ущерб, вызванный перевозкой опасных грузов и вредных веществ.  С 2008 года Россия является участником Международной конвенции о гражданской ответственности владельцев судов за загрязнение окружающей среды бункерным топливом. А Найробийская Международная конвенция обязывает всех судовладельцев РФ иметь страховой полис или иное финансовое обеспечение при осуществлении международных морских перевозок.

Таким образом, международное право делает излишним формирование национального законодательства в области ОСОС, полагают противники последнего в России. Страховщики не согласны с такими выводами и настаивают на введение нового обязательного страхового вида. Какая точка зрения победит, увидим достаточно скоро.