Ашхабад. Загадка Истории


Ашхабад. Загадка Истории


Статья из книги Roderick-a Farb-a SHIPWRECKS любезно предоставлена Дмитрием Даркиным ( Владивосток). Это обычное описание очередного места погружения на затонувший корабль. И интересно оно только упоминанием одного единственного факта. С судна "Ашхабад" американцы подняли колокол с надписью "Челюскин". Как попал судовой колокол с одного судна на другой? Что за история с этим связана? Наверное, это одна из загадок истории, которую мы так никогда и не разгадаем.

Российское грузовое судно "Ашхабад", длиной 401 фут (120 м) и водоизмещением 5,284 тонн, было построено в 1917 Гарландом и Вольфом (Harland и Wolff (не родственник и даже не однофамилец - прим. издателя) в Глазго, Шотландия. В течение долгой жизни на море судно было переименовано несколько раз и было известно как Днепрострой(Dneprostroi), Кутаиси (Kutais), Mistley Hall, Aldersgate, Milazzo, и Заложник войны (War Hostege) прежде, чем получило называние Ашхабад (Ashkhabad.) Ашхабад принадлежал СССР, порт приписки Одесса. Советский транспорт был атакован торпедами 30 апреля, 1942, приблизительно в 100 милях от берегов Северной Каролины немецкой подводной лодкой U-402, под командованием Зигфрида фон Форстнера (Korvettenkapitan Siegfried fon Forstner). Ашхабад остался на плыву, но набрал много воды и в таком состоянии дрейфовал по направлению к Мысу Локаут до 3 мая, когда был затоплен огнем береговой артиллерии ВМС США в непосредственной близости от мелей мыса Локаут.

Под 55 футовым (17 метров) слоем воды советский транспорт был обнаружен гидрографическим судном, признан опасным для навигации и разрушен. Два паровых котла, двигатель, и остатки корпуса представляют ныне часть рельефа, отмечая место кораблекрушения. Разрушения представляют собой, по большей части, искореженные балки и настилы, разрушенные машины и переборки и тому подобное и в этом отношении Ашхабад весьма похож на Hutton и Suicide. Леера не повреждены, некоторые висят на стальных настилах палубы, вывернутых наружу. Много артефактов были поднято с "рэка" за эти годы, например: иллюминаторы, медные лампы, фитинг и приборы. Майком Шином был найден несколько лет назад cудовой колокол с выгравированным на нем названием "Челюскин".

Судно находится в 22,1 мили от Бьюфордского залива рядом с мелями мыса Локаут и в 6,5 милях от бакена Knuckle в направлении 121 градус. В течение сезона, пригодного для погружений, рэк иногда посещают чартерные дайв-боты из городов Бьюфорт и Morehead. Температура воды на дне 7 градусов в течение лета, а близость рэка к мелям означает, что видимость обычно очень ограничена. В большинстве случаев, видимость - меньше 15 футов(5 м), хотя может достигать и 40 - 50 футов (12-15 м). Течение и волна - постоянная проблема из-за относительно малой глубины и близости к мелям. Затонувший корабль зарос кораллами и губками и представляет хорошую естественную среду для многочисленных видов рыбы, включая камбалу и больших груперов. Малая глубина означает более длинное время для осмотра судна, но на с другой стороны, это также означает, что будет ощущаться большее влияние поверхностных морских условий на водолазах, то есть, большие колебания, в случае большой волны на поверхности. Ходовой конец и компас рекомендуется для навигации на судне при ограниченной видимости, для того, чтобы не заблудиться. Яркий фонарь также полезен для освещения глубже расположенных частей судна. Несмотря на плохую видимость, погружение хорошая практика для неопытных "рэк-дайверов" под руководством опытного инструктора. Это обычно второе погружение в течении дня вслед за более глубоким.