Международная историко-археологическая экспедиция Осударева дорога- 2001



Петр 1 преодолев "Осудареву дорогу" с р. Свирь спешно требует прибытия фельдмаршала Шереметева Б.П. в Ладогу "Зело время благополучно; не надобно упустить".

Эти события объективно способствовали успешному прорыву России к Балтике. Реально это означало выход России в Европу.

Предвидя неизбежность штурма Нотебурга, уже осадив его, Петр 1 вновь прибег к своему излюбленному приему великолепно апробированному в лесах Карелии при строительстве "Осударевой дороги". С 29 по 30 сентября по его приказу прорубили просеку "с полмили" в лесу на полуострове и "сухим путем через лес" перетащили 50 "свирских" лодок к истоку Невы.

Это событие, а также все обстоятельства взятия Нотебурга "по часам" отражены в "Юрнале или поденной росписи, что в мимошедшую осаду под крепостию Нотебургом чинилось". "Юрнал"- уникальный документ стал первым печатным политическим известием, опубликованным в "Курантах" о первой победе русских над шведами после "Указа" царя от 16 декабря 1702 года. Петр 1 лично осуществлял корректуру этого журнала.

Осада продолжалась с 25 сентября по 12 октября 1702 года. Осадный парк располагал 43 орудиями. Фронтом атаки была выбрана Юго-Западная часть крепостной стены напротив мыса образуемого берегами Ладожского озера и р.Невы. Ставка Петра была расположена на правом берегу в 1250 саженей от Нотебурга, в непосредственной близости от Преображенской церкви 19 века. Траншейные работы, начатые 27 сентября, состояли из подступа в виде зигзагов у опушки леса, в 650 саженей от крепости.

За первые дни (27-28 сентября) было обустроено пространство вдоль Невы в 500 саженей. Ход сообщения, возведенный параллельно крепости, и, следовательно, фронту атаки разделялся на две ветви, которые были продолжены до берегов образующих мыс. Правая ветвь вдоль Ладоги завершалась траншеей до самого мыса.

Внутри пространства образовавшегося ближайшими подступами лейб-гвардия возвела 2 редута, и 2 "кетеля" которые служили опорными пунктами. В последующие два дня (29-30 сентября) было завершено строительство 4-х отдельных батерий с 31 орудиями (19- 18 фунтовых пушек и 12- 12 фунтовых) и 12 мортирами.

К 1 октября все осадные приготовления на правом берегу были завершены и артиллерийские батареи вооружены. В 4 часа утра этого дня на противоположный берег был переправлен 1000 отряд гвардейцев, который, отогнав неприятеля, закрепился лагерем с круговым окопом, в расстоянии 400 саженей от крепости.

Из лагеря вел подступ к батарее состоящей из 6 пушек и 2 мортир, у самого берега. Идея акции заключалась в организации вспомогательной атаки по фронту южной стены, с целью разрушения южной башни и поражения внутренних построек крепости.

С этого же дня батареи главной атаки начали артиллерийскую пальбу, и не прекращали ее до самого дня приступа. 2 октября шведский майор Лейон Г.Ч. предпринял попытку прорваться правым берегом к Нотебургу с боевым отрядом в 400 человек пехоты и 1 роты драгун с 4 орудиями. Однако армейская группа, посланная от генерала Крониорта, из Ниеншанца, была обнаружена и смогла на небольших судах попасть в крепость, только 5 октября, предварительно отступив за пределы наблюдательных постов лейб-гвардии.

В ночь на 12 октября, после жестокого и кровопролитного 13 часового штурма Нотебурга "ударил шамад", который означал сдачу крепости Петру 1.

":Зело жесток, сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен", писал гордый царь надзирателю русской артиллерии А.Виниусу. А в корреспонденции князю Ромодановскому Ф.Ю. добавлял: ":хотя и бывали дела, однако сие кроме всякого мнения человеческого учинено не токмо единому Богу в славу сие чудо причесть".

Победа у стен древнерусского Орешка "Нотебурга", переименованного в Шлиссельбург, от немецкого слова schlussel - ключ, явилась первой крупной "викторией" России в Северной войне, в борьбе за овладение Невой и выход к Балтийскому морю. На Западной башне, известной под именем "Государевой" Петр приказал укрепить поднесенный ему Шлиппенбахом, комендантом крепости ключ, в ознаменование того, что взятием цитадели отворились ворота Ижорской земли.

Падение Нотебурга действительно превратилось в ощутимый и обидный удар для шведов, ведь крепость прикрывала Неву и всю Ингрию от возможного вторжения русских с Востока. Карл Х11 находясь в Польше, оправдывался "противник не сможет унести крепость с собой", и раздраженно добавлял "русские дорого заплатят за Нотебург".

Эта победа явилась залогом полного успеха. Овладение Невой на всем ее протяжении не представляло уже особых затруднений и было отложено до весеннего времени, для возможного подвоза водой различных боевых и технических средств необходимых для стремительного покорения Ниеншанца и для возведения укреплений в устье Невы, положивших начало бедующему Санкт Петербургу.

 

2.Экспедиционная идея и исследовательские цели:

Карельская республиканская общественная организация "Осударева дорога" (Петрозаводск), при участии Института Истории материальной культуры РАН (СПб), Карельского педагогического государственного университета и Института леса КНЦ РАН (Петрозаводск), Государственной теле-радио компании "Карелия" в июле 2001 года организует исследовательский проект "Осударева дорога-2001".

Исследования включают три направления поиска:

1.Разведочные археологические работы в районе исторического Нотебурга (Петрокрепость).

а) Наземные исследования право и левобережья р.Невы с целью обнаружения и фиксации артиллерийских редутов "апрошей и шанцев", траншейных подступов, опорных пунктов, мортирных батарей и иных инженерных сооружений, возведенных армией Петра 1 в сентябре-октябре 1702 года.

б) Особая задача заключается в обнаружении 3-х верстного волока разрезавшего мыс напротив крепости и соединившего Ладожское озеро и реку Нева.

2.Подводные разведочные исследования в Юго-Западном Приладожье.

а) Предполагается осуществить поисковые работы в акватории Ладожского озера, в районе исторического Нотебурга, с целью обнаружения каких либо судов, в т.ч. петровских "лоток", а также предметов материальной культуры, средств армейского снаряжения, обмундирования и вооружения нач. ХУ111 столетия.

Особое внимание будет уделено водному пространству истока р. Нева, где Петром 1 был организован летучий мост, а также район у Светличной башни Нотебурга, под которой шведы организовали специальный (канал) водоток, с запирающим инженерным устройством (герса) внутрь крепости.

б) Подводное обследование акватории, у исторического Кегсгольма (ныне г. Приозерск) в районе устья реки Вороны, где была затоплена в августе 1702 года парусная шведская шкута. Место работ обусловлено, событиями связанными с прекрасными действиями у Кегсгольмского берега отрядов подполковника Островского, и полковника И.Тыртова летом 1702 г., что позволило русскому царю успешно преодолеть в Карелии 170 верстную "Осудареву дорогу" и дислоцироваться в августе 1702 г. под Нотебургом.

Особый интерес и статус исследованиям придает факт отсутствия подобных работ ранее, и в этой связи малой изученности в данной области.

3.Историко - ландшафтные, натурные исследования на правом и левом берегу р. Нева, напротив исторического Нотебурга.

а) Поиск инженерно - строительных сооружений (гатей) "нововозведенной" просеки для организации в начале октября 1702 г. волока 50 лодок Петра 1.

б) Отбор образцов старо возрастной и ископаемой (исторической) древесины для продолжения работы по составлению контрольной и плавающей дендрохронологических шкал. Существующая абсолютная шкала, созданная специально по проекту "Осударева дорога", должна быть дополнена материалом из Южного Приладожья, что позволит датировать вновь обнаруженные деревянные конструкции "нотебургского волока" с достаточной степенью достоверности.

Экспедиционная работа планируется в течение 10 дней в июле 2001 года. В поисковую группу (10-12 человек), входят научные сотрудники институтов и музеев, преподаватели ВУЗов, профессиональные аквалангисты, студенты и журналисты.

Исследования предполагается осуществлять из лагеря, организованного на правом берегу р. Нева, на месте осадного лагеря Петра 1. Подводный поиск, планируется проводить совместной российско-финской группой аквалангистов. С этой целью приглашаются 4-5 специалиста подводника из Морской школы (г. Койувола).

Информационное сопровождение проекта возлагается на СМИ России (Карелии) и Финляндии. В том числе обстоятельства поисковых работ, включая подводные, предполагается фиксировать в видео формате "Betecam".

Успешное завершение работ по проекту "Осударева дорога-2001" требует материально-технической поддержки и дополнительной финансовой помощи.

Данков М.Ю.

Действительный член Русского географического общества Российской академии наук.

Петрозаводск 4.11.00