Затонувшие сокровища Черного моря



"Осударева дорога- 2001"

(Ландшафтные и подводные исследования в районе Нотебурга)

июль 2001 г.

1.Исторический экскурс:

Атака бастионов Нотебурга в начале Северной войны (1700-1721)превратилась в цель, которую блестяще выполнил молодой царь Петр 1 преодолев с войсками осенью 1702 года легендарную трассу Осударевой дороги соединившей Белое и Балтийские моря. Обстоятельства стратегического марша русской армии в составе пяти батальонов лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков, а также сюжеты осады и падения шведской цитадели, до настоящего времени вызывают серьезные научные дискуссии у современных российских и зарубежных историков.

Основанная на Ладожском озере в 1323 году новгородцами в истоке р. Нева на Ореховом острове, крепость получила название Орешек. Князь Юрий и шведский король Магнус Эриксон тогда же подписали Ореховецкий договор о "мире вечном" и "крест целовали".

На долгие времена крепость стала выполнять, роль русского форпоста на важнейшем торговом пути, связывающем Восточную Европу с Балтикой. Однако вскоре в 1348 она была разорена шведами, а затем с 1411 по 1594 гг. вновь принадлежала иноземцам. В 1611 г. швед Яков Делагарди приступом взял Орешек, который в очередной раз на 91 год под названием Нотебург (по лифляндски Пехинное) перешел под шведскую юрисдикцию. Позднее, рать воеводы Петра Потемкина в 1656 году предприняла безуспешную попытку штурма непреступной твердыни.

Крепость занимала весь остров, ее стены высотой около 12 метров были сложены из серой известняковой плиты, и упирались в озеро. В плане крепость представляла неправильный треугольник. По его периметру были встроены 7 мощных башен высотой до 16 метров выдвинутых вперед, что давало возможность вести стрельбу вдоль стен, во фланг штурмующим. Все башни, включая четырехугольную проездную (воротную) имели несколько ярусов боев с бойничными камерами и амбразурами.

Посол Карла Х11 при Московском дворе П.Е.Эрлезунд писал о крепости: ":так что нельзя пробить его ядрами, каких больших пушек ни навези туда, потому, потому что ни с какой стороны нельзя поставить укреплений ближе, как на четыре ружейных выстрела, по причине быстрой реки, протекающей мимо крепости". Нотебург (Орешек), является, классическим памятником эпохи огнестрельного оружия, который позволял вести круговую оборону с применением пушек различного калибра и ручного огненного боя.

В ходе археологических и реставрационных работ под руководством д.и.н. Кирпичникова А.Н. и архитектора Савкова В.М. в нач. 70 гг. нашего столетия, на территории крепостного двора был обнаружен ров облицованный каменными плитами от Светличной башни, имеющей встроенную арку с металлической решеткой (герсой). Ров сообщался с внешней акваторией Ладожского озера, и являлся своеобразной гаванью в крепости.

Таким образом, к началу ХУ111 века Нотебург, укрепленный шведами, имеющий гарнизон до 450 человек и 140 орудий, реально являлся непреступной цитаделью-портом, запиравшим водный ход в Балтику, на пограничной линии России и Швеции.

Начиная с весны 1700 года, у Петра 1 зрел план атаки Нотебурга. С разведывательной миссией в марте к Орешку и Нарве был отпущен "детина неглупый", обученный за границей инженерному искусству, через 2 года преодолевший "Осудареву дорогу", сержант Преображенского полка Василий Корчмин, который "секрет может снесть".

Царь долго и настойчиво разрабатывал проект атаки Нотебурга "зело, зело тайно, чтобы никто не дознался" опасаясь, что Голландские штаты и англичане готовы оказать военное содействие Швеции. Прибытие иноземного "сикурса" могло разрушить стратегическую идею русского царя.

"Достать по льду Орешек" организовать зимнюю осаду в январе 1701 г. с подходом к крепости на санях не удалось из-за оттепели и "случаем времени" план был отложен.

Петр 1 понимал, что взятие Нотебурга предполагает не только контроль над "Ладожским протоком" (р. Нева), но и возможность строительства здесь регулярного военно-морского флота России. 22 января 1702 года, по наказу царя, стольник Татищев И.Ю., начал строительство шести 18 пушечных фрегатов на р. Сясь, впадающей в Ладожское озеро. Петр предписывал работать "денно и ночно, чтобы те корабли сделать с великим поспешанием". Уже 1 мая 1702 года И.Татищев заложил два фрегата и сообщил об этом государю. Одновременно работы по строительству флейтов, шмак, буеров, галиотов, галер на Олонецкой верфи возглавил И.Яковлев.

В это же время, весной 1702 г. Петр 1 приказывает Брюсу Я.В. и Репнину А.И. приготовиться к операции по взятию Нотебурга, он требует организовать базу для действий на Ладоге; Шереметьеву Б.П. произвести второй набег на Ливонию, где господствовал фон Шлиппенбах; а Апраксину П.М. совершить поход в Ижорскую землю, в направлении к Канцам (Ниеншанцу), чтобы прикрыть Ладогу от шведского генерала Я.Крониорта. Тем более что Петру 1 много беспокойства доставляла флотилия адмирала Г.Ф.Нумерса, господствовавшая в это время на Ладоге.

Данное обстоятельство подтолкнуло царя "для водяного промысла" (военных действий на воде) построить еще и донские лодки, наподобие тех, которые участвовали в Азовских походах. Уже весной 1701 года на Волхове было построено 600 стругов и собрано в Новгороде.

Допросы шведских пленных показали, что на Ладожском озере с весны 1702 года находилось десять шкут с вооружением до 8 орудий на каждой. Однако к лету, одна шкута была разбита бурей, ее вооружение и матросов отправили в Нотебург. На оставшихся 9 шкутах находились ":де ратные люди-голландцы наемные, человек с двести, да с ними ж канецкие жители".

В июне 1702 г. Апраксин П.М. отправил в Ладогу на соймах и карбасах подполковника Островского с 400 солдат для "разору" шведских селений на Кегсгольмском берегу.

15 июня в устье речки Вороны русские разведали место якорной стоянки ладожской эскадры вице-адмирала Нумерса, в состав которой входили 3 бригантины с вооружением от 5 до 12 пушек; 3 галиота имевшие от 6 до 14 орудий и 2 мореходных лодки.

Значительная часть судовых команд находилась на берегу, занимаясь грабежом и разбоем. Островский неожиданно атаковал шведские суда, в результате неприятель потерял много людей, а флагманская бригантина "Джона" и лодка "Аборес" получили значительные повреждения.

Вторым ударом по шведам на Ладоге стала боевая акция полковника Ивана Тыртова. В середине августа тысячный отряд в составе 30 лодок, построенных на Волхове, под его командованием по распоряжению окольничего и воеводы Апраксина П.М. вышел в озеро. И.Тыртова сопровождал Низовский полк вместо донских казаков, которые так и не прибыли в лагерь Апраксина.

24 августа 1702 г. П.Апраксин рапортовал царю, который преодолевал "Осудареву дорогу", что полковник И.Тыртов ходил в Ладожское озеро, "плавным караваном" для промыслу и имел на озере бой со шведскими шкунами, которые отступили к Орешкову".

Между тем 27 августа русский отряд вновь атаковал близ Кегскольма эскадру вице-адмирала Нумерса. Штиль позволил гребным судам пойти на абордаж с парусными. Результаты превзошли самые смелые ожидания. Шведы потеряли 5 судов, из которых одно было потоплено, два сожжено, и две шести пушечных шкуты пленены. Отряд Нумерса потерял также 300 человек команды. В этом бою смертью героя погиб и полковник И.Тыртов, сраженный картечью.

Оставшаяся часть шведской эскадры не решилась более находиться на Ладожском озере. Нумерс ушел Невою в Финский залив к Выборгу, предоставив русским право в начале сентября на почти полный контроль над Ладогой. Нотебург лишился своей морской охраны.
Затонувшие сокровища Черного моря Елкин А.В
    "А ты находил сокровища" самый распространенный вопрос который задают люди после того как услышат твой рассказ о подводных погружениях. Можно задаться вопросом , а какова вероятность нахождения каких либо ценностей в акватории Черного моря , хотя что именно считать ценностями. Это может быть и банальное золото , и предметы старины , а также образцы редкой техники и т.п. В качестве руководителя подводных экспедиции любительского клуба из города Тольятти "Нептун-Про" ,мне довелось довольно часто обследовать затопленные объекты. Ни каких намеков на сокровища. Приходилось слушать рассказы не только простых смертных , но и достаточно именитых археологов и историков о нахождении на грунте тех или иных объектов ,содержащих в своих трюмах определенные ценности . После элементарной проверки практически вся информация оказывается неверной.
    Был случай в 1997 году в Туапсе , где мы совместно с местным отделением МЧС в течении нескольких часов безуспешно искали баржу с боеприпасами недалеко от мола. Только после того как кто-то внимательно посмотрел в бинокль на береговую линию и увидел ржавые металлические обломки рядом с местом где мы искали ,и все встало на свои места. Оказалось что несколько лет назад на мол наткнулось иностранное судно . Судно удалось спасти , но фрагмент корпуса остался на грунте. Был использован плавкран ,который до кучи поднял и останки нашей баржи. Стараясь придерживаться информации предоставленной официальными источниками , постоянно возникали огромные несоответствия. В 2000 году в районе мыса Панагия (Тамань) работали военные водолазы . Работа была связана с какими-то средствами подводной связи. Нам любителям военного хлама стало интересно ,что они находили из интересующих нас военных реликвий под водой в данном районе. Оказывается что наши познания были куда более обширными. Мы даже помогли им погрузиться ,на некоторые объекты ,ранее нами найденными. Перелопатив массу литературы , документов из архивов я всегда обращал внимание на груз находящийся на борту судна на момент гибели. Золото ни где не упоминается , если не считать английского судна "Prinse", или как его называют в простонародии "Черный принц". Я думаю не смысла описывать попытки достать с него сокровища. Судно оказалось пустышкой. При эвакуации ценностей с Крыма в1941-1942 г г. суда которые их перевозили вроде бы не тонули. Есть правда некоторые зацепки например "Плавучий железобетонный док 4000 тонн". По архивным данным 13.11.1941 г. взорван нашими войсками при оставлении Керчи. История его гибели достаточно загадочна. Останки какой-то части дока по сей день находятся на отмели, рядом с Кизиульским маяком.
    При общении с местными жителями и очевидцами вырисовывается следующая картина. Док буксировали из Керчи в один из портов Кавказа. На нем находились эвакуируемые ценности из промтоварных магазинов (посуда, швейные машинки и т.п.), а также беженцы. На расстоянии 3-4 км от берега буксируемый док был атакован немецкими самолетами. После попадания авиабомб док разломился на две части. Большая часть затонула сразу, другую вынесло на отмель. Что стало с буксиром - неизвестно. Во время проведения экспедиции тольяттинским клубом "Нептун-Про" в 1997 году затопленную часть дока на отмели осмотрели. Ничего интересного не обнаружили. Местные жители, как во время войны, так и после нее достали много ценностей. На берегу повстречали загадочную личность: некий субъект, имевший с собой акваланг, занимался поиском, как он сам сказал, "баржи с грузом угля". Сейчас с большой уверенностью можно сказать, что он искал вторую часть дока.
    Согласно данным гидролокации на расстоянии 6 км от дока, лежащего на отмели, есть отметка о наличии на грунте судна. Возможно, оно и является второй частью дока. Фактические координаты обломка на отмели 45°03.456' N 36°22.084' E. Глубина 6 метров. Возвышение над грунтом 8 метров. Координаты неизвестного объекта 45°03.308'N 36°25.910'E. Глубина 13 метров.
    Сейчас возник бешенный интерес к военной технике, погибшей во время последних воин. По большому счету описаний нахождений на борту погибших судов танков, самолетов и прочей техники достаточно мало. По примеру с достаточно известным транспортным судном "Санта Фе". Принадлежал Германии. Спущен на воду в 1921 году. 3.10.39 г. при переходе Южная Америка-Германия захвачен французскими военными кораблями, до ноября 1942г . плавал под французским флагом с названием "St. Andre". При оккупации Южной Франции германскими войсками вновь перешел под немецкий контроль с возвращением прежнего названия. В 1943 году перешел на Черное море.
    Водоизмещение, брт 4627
    Размеры, м 126,3 х 15,4 х 8,2
    Мощность машин, л.с. 2850
    Крейсерская скорость, уз. 12
    Пассажирских мест 45
    23.11.1943 года конвой "Wotan" в составе транспорта "Santa Fe" в охранении эсминца "Marasti", судна-ловушки "Lola", а также минзага "Admiral Murgescu" и немецких тральщиков R-165, R-197 и R-209 следовал из Констанцы в Севастополь. На борту "Santa Fe" находилось 12 штурмовых орудий StuG III, 2 "Ягдпанцера" и 1278 тонн разнообразных военных грузов (боеприпасы, авиабомбы , бензин в бочках и т.п). В 05 ч. 47 м. в районе носового трюма произошел взрыв. Начался пожар. В 06ч. 36м. последовал внутренний взрыв. Судно переломилось на две части и в течении нескольких минут затонуло. Погибло 28 человек . Пропало без вести 16 человек. Согласно данным военных источников , точка гибели "Santa Fe" 45° 05' N 33° 16' E. Сейчас обломки транспорта постоянно посещают аквалангисты-любители. Несколько штурмовых орудий поднял (согласно слухам) один местный клуб для продажи. После этого разразился скандал с местными властями. Даже некоторое время на него запретили погружения. Корпус судна основательно разрушен, повсюду торчат фрагменты шпангоутов, куски обшивки. Оторванная корма находится чуть поодаль. Кое-где виднеются остатки штурмовых орудий. "Santa Fe" находиться в 2,5 км от координат предоставленных военными . Фактические координаты 46°06.225' N 33°16.580' E. Глубина 21 метр , возвышение над грунтом 10 метров.
    Или вот пример с транспортом "Wolga-Don". Принадлежало Германии. Бывшая советская канонерская лодка "Красная Молдавия" ("Эльпидифор № 423"). Строилась в 1917-1929 гг. С 1929 по 1941 год транспорт марганцевой руды. Захвачена немцами 1941 году. После восстановления введена в строй в 1943 году. Водоизмещение 966 брутто-регистровых тонн.
    25.11.1943 года конвой в составе транспорта "Wolga-Don", в охранении румынских канонерских лодок "Stihi" и "Dumitrescu", а также тральщика R-205 и охотников за ПЛ Uj-2301 и Uj-2309 следовал в Севастополь. На борту "Wolga-Don" находилось 325 тонн груза "Люфтваффе". В 19 ч.07 м. советская подводная лодка Л-6, поразила одной торпедой транспорт. Погибло 5 человек. Экипаж снят кораблями охранения, но судно осталось на плаву. Был заведен буксир с канлодки "Dumitrescu", но усиливающее волнение и ветер не дали до конца осуществить буксировку. Не дойдя до берега около 3 миль, "Wolga-Don" затонул. По архивным данным точка гибели 45° 10' N 33° 06' E. Согласно сведениям гидролокации, по этим координатам объекта нет. По описанию аквалангистов севастопольского дайв-центра "Фрегат-Крым", транспорт "Wolga-Don" находиться в районе Витино-Поповка на удалении 2,9 мили от берега. У транспорта сильные повреждения кормовой части , вероятно от попадания торпеды с советской ПЛ Л-6. Корпус замыт по ватерлинию, поперек него лежат две мачты. Достаточно хорошо сохранилась надстройка .В трюмах виден груз состоящий из ящиков и небольших авиационных бомб. Фактические координаты 45°13.566' N 33°02.114' E. Глубина около 25 метров , возвышение над грунтом около 5 метров. Возможно на борту находятся разобранные немецкие самолеты.
    Про самолеты это целая история. В течении 10-ти экспедиции ,самолеты или то что от них осталось ,нам попадались с десяток раз , но сохранность их была плачевная . Возможность их восстановления ,для экспозиции в музее маловероятно. Периодически в печати появляется информация о поиске баржи с коллекцией вин затопленной при эвакуации из Крыма , но кроме разговоров ,ни какой информации.
    Иногда при поиске затопленного судна обнаруживаются предметы относящиеся к более раннему периоду. В районе Керченского пролива постоянно попадаются на дне якоря и керамика (амфоры и т.п) относящихся к античности. В районе мыса Тузла были обнаружены обломки судов 18-19 веков. Из находок бронзовые пушки , якоря, навигационный инструмент. В основном деревянные суда обнаруживаются чисто случайно. В г. Сочи прямо на городском пляже на глубине 4 метра лежат останки судна погибшего в середине 19 века. В наше время местное население вытаскивало на берег ,чугунные пушки "каранады" , для установке в своих барах и ресторанах в качестве рекламы.
    Не надо думать если судно обследовалось водолазами в после военное время ,то оно не интересно. Если корабль достаточно большой , то может не хватить и нескольких экспедиции чтобы полностью его обследовать. Любой объект который ты осматриваешь ,таит в себе массу сюрпризов . Найти пуговицу или например светильник всегда приятно. А терять надежду что ты не когда не найдешь сокровища не надо . Девяносто процентов всех подводных кладов , были обнаружены случайно. Самое главное это интересный отдых.