МЕМОРИАЛ - 2002


МЕМОРИАЛ - 2002
    Идея создания подводной экспедиции которая будет проходить не в одной точке как до этого , с поиском судов на специально созданном катере родилась в ноябре 2001 году. И когда Тольяттинское предприятие "Судо-Волга" предложило нам провести испытание только что построенного головного катера-катамарана "Подводный охотник". Нами был предложен маршрут экспедиции от Ростова-на-Дону до Туапсе. Цель экспедиции обследование кораблей погибших во время В.О.В , возложение венков на местах гибели людей. Для этого нашим председателем клуба "Нептун-Про" были опубликованы сообщения в СМИ по России с просьбой сообщить родственников о погибших на Азовском и Черном море во время В.О.В отцов, братьев и т.п , для того чтобы поименно отдать почести их подвигу. Перед началом экспедиции мы связались с начальником штаба территориального отдела погранвойск Краснодарского края полковником Кипоровым Юрием Николаевичем с просьбой помочь в проведение данной акции. От него мы получили заверение ,что по всему маршруту следования нам будут помогать пограничники. Начало экспедиции обозначено 16.07.02.г С транспортировкой катера совершенно безвозмездно помогли ребята "Донречфлота" погрузив его на крышку сухогруза "Бологое" , на причале Тольяттинского судоремонтного завода. План экспедиции был таков . Основная группа аквалангистов с оборудованием прибывает в станицу Тамань 20.07.02.г. Катер с небольшой командой идет своим ходом от г.Ростов-на-Дону до ст.Тамань и там присоеденяеться к основной группе , проблема была в том что опыт плавания по морю на катере не у кого небыло Набралась небольшая команда из четырех человек :Алексей Федотов капитан Александр Елкин штурман
Листопадов Вячеслав механик
Егор Федотов (12 лет) юнга
    На катере стояла вся навигационная аппаратура , только электронные карты у нас начинались с устья реки Дон. В принципе перегон катера обошелся без приключений , не считая того что на реке Дон мы чуть ночью не протаранили яхту , идущую без габаритных огней ,а в Ясенском заливе попали в шквал.
    И так вечером 20 июля 2002.г вся экспедиция была в сборе в полном составе. Обсуждались первые объекты наших исследований. Центральный Военно-морской музей России г. Санкт-Пертербург , прислал нам на помощь эксперта по судам Второй мировой войны Сергея Курносова и поэтому первое погружение мы решили произвести на небольшое судно обнаруженное клубом в 1999 году недалеко от мыса Панагия. Тогда у нас не получилось определить класс судна и принадлежность.
    На следующий день потратив на поиски корабля час мы его обнаружили. Небольшой катер, плоскодонный , разрушенный на три части , сохранились два небольших двигателя , винты , вокруг лежат кассеты со 76мм снарядами , орудия не видно , пытались поднять небольшой сейф, но без спецтехники не удалось , вероятно он прикручен . На снарядах советская маркировка. После осмотра эксперта прояснилась картина. Наш бронекатер проект 1124
    Длина 25 м
    Ширина 4 м
    Осадка 0,85 м
    Вооружение 2х76мм орудия в башнях Т-34
     2х 12,7 пулемета ДШК
    С большой вероятностью это бронекатер БК№421
    Построен в г.Астрахани в 1942.г
    Погиб от вражеской артиллерии 25.11.43.г
    О кол-ве погибших нам пока неизвестно ,требуется работа с архивами. Работа с первым объектом заняла у нас два дня . Пока аквалангисты работали на дне , в лагере шла подготовка к церемонии возложения венков. Второй объект обнаруженный нашей поисковой группой во главе с Андреем Ершовым , представлял большое судно лежащее на глубине 28 метров разрушенное в центральной части, как будто бы перекушенное гигантскими клещами. Груз на судне отсутствует , что свидетельствует ,шло порожняком. Один винт диаметром 3,5 метра, абсолютно выгоревшая рубка , из находок только фрагмент унитаза с корабельного гальюна. В носу висят два якоря Холла. Судя по повреждениям подрыв на якорной мине. После осмотра экспертом это транспорт "Кола" . Погиб 19.07.41.г Построен в 1906.г бывшее название "Амантея" 2564 брутто регистр.тонн Транспорт "Кола" в ночь с 18.07 на 19.07 .41.г двигалось порожняком из г.Новороссийска в г.Феодосию в составе конвоя . Опасаясь вражеских подводных лодок сильно прижалась к берегу и вышло на наше минное поле. В 07ч47м 19.07.41.г судно подорвалось на мине . Погибло 3 человека спасено 33. Это первое гражданское судно погибшее на Черном море во время В.О.В. Первое возложение венков на месте гибели судов состоялось 23.07.02.г прощальный залп произвели пограничники . Вечная память погибшим . Лагерь ,как и катамаран перемещаются к следующей точке экспедиции. Мыс Малый Утриш это недалеко от знаменитой Малой земли. Опять рабочее совещание , планирование мест погружений. Лагерь установили на территории местной погразаставы. Воду ,душ все любезно предоставили нам пограничники. Проблем с бытом практически не было. Наш заместитель по хоз.части экспедиции Сергей Аленичев обеспечивал все необходимым. По старой традиции новичков принимали в водолазы. Каждый вновь прибывший обязан был выпить из водолазной маски морской воды и зачитать клятву верности богу морей Нептуну . Первым объектом в этом районе, на поиски которого мы потратили 2 дня транспорт "Фабрициус" . Судно основательно разрушено , обломки лежат в радиусе 300 метров , глубина 4-25 метров. Трудно понять где нос, где корма, огромное кол-во разных медных труб , лежит якорь . В одном месте сохранился кнехт. Плавает много морской живности , бычок, горбыль, пеленгас. Останки судна густо усеяны мидиями и рапаной. Человеку впервые увидевшему , не повериться что это был большой и красивый корабль. "Фабрициус" год постройки 1906 , бывший "Сайда" 2434брутто-рег.тонн Погиб 2 марта 1942.г 2.03.42.г вышел без охранения из г. Новороссийска в г. Камыш- Бурун. Груз 700 человек , 6 минометов, 20 лошадей ,12 повозок. 01ч 45м ночи был атакован самолетом - торпедоносцем Не-111. Получил попадания в правый борт. Погибли 5 человек л.с и несколько пассажиров. Смотреть на затопленный корабль всегда трудно и вдвойне если на нем погибли люди. Пока шел осмотр "Фабрициуса", наши поисковики обнаружили на траверзе Мысхако (Малая земля) судно средних размеров. На следующий день, команда из шести аквалангистов в месте с экспертом прибыли на место трагедии. Согласно архивным данным в этом районе погибла канонерская лодка "Красная Грузия" . Нам надо было определить похож ли это корабль на "Красную Грузию" . Останки судна покоятся на сравнительно небольшой глубине 6 метров, корпус плоскодонный, сохранился достаточно хорошо . Орудия отсутствуют вероятнее всего после войны их сняли. Боезапаса нет. Судя по очертаниям и форме корабля это "Красная Грузия". Погибла 28.02.43.г бывший "Эльпидифор №417" 1400тонн Вооружение 3х130мм орудия , 2х76мм ,2х45мм ,2х37мм,5 шт пулеметов Экипаж 169 человек. 28.02.42.г в канлодка стояла под разгрузкой с прибывшим пополнением для обороны Малой земли . В 23ч23м в кормовой части левого борта взорвалась торпеда с выпущенная с немецкого торпедного катера. Попытки спасти судно не увенчались успехом. В 01ч20м канлодка села на грунт. Погибло около 20 человек. Поиски следующего объекта тральщика "Груз" погибшего тоже в 1942.г, по координатам данным архивом не увенчались успехом. На месте гибели судов клубом спущен на воду венок. После 4-х дней проведенных на Малом Утреше экспедиция переместилась в район Голубой бухты недалеко от г. Геленджика. Море немного штормило , высота волны 2 метра . Катамаран " Подводный охотник" был рассчитан для эксплуатации в море при волнении не более 1,2 метра, и мы боялись что потеряем судно. Было принято решение укрыться в Геленджикской бухте , но для этого надо было пройти 45 км. Катер выдержал переход , хотя страху натерпелись. Море утихло, и утром 2 августа группа из 12 аквалангистов под руководством инструктора Виктора Иванова вышла в район гибели теплохода "Адмирал Нахимов" для проведения проверки снаряжения . Глубина 47 метров. Конечно "Нахимов", не является объектом погибшим во время В.О.В , но всем хотелось на него посмотреть. Мы не стали идти под воду мелкими группами а, плюхнулись сразу всем скопом. Нет смысла рассказывать о трагедии произошедшая 31 августа 1986.г унесший жизни 423 человек , достаточно много об этом писали ,но вид корабля длинной более 170 метров нас поразил. Судно достаточно хорошо сохранилось , когда заглядываешь в каюты видны личные вещи пассажиров ,умывальники . столы , и даже кондиционеры " БК-100" . Мы очень долго пробыли на корпусе " Нахимова" , и поэтому время декомпрессии составило более 15 минут. На остатках воздуха быстро осмотрели лежащий в 1 км от " Нахимова" на глубине 42 метра линкор "Императрица Екатерина вторая" затопленный по приказу Ленина в 1918 году. Опять поднялась волна ,и катер стал подозрительно клевать носом с трудом скидывая с себя волну. Мы встали метрах в 50-ти от борта огромного норвежского танкера стоящего на якорях , для того что он своим корпусом закрыл нас от волны. Вскрыли носовые отсеки , они полные водой , оказывается по нашей халатности мы не затянули комингс-люки и вода залилась в образовавшиеся щели. . Нас порадовала одно, что на катере 8 гермоотсеков. И так мы отвлеклись от цели экспедиции на один день. Согласно нашей картографической системе, недалеко от мыса Толстый на глубине 36 метров находиться объект возможно относящийся к В.О.В. В течении четырех часов ,поисковая группа обнаруживает неоднородность грунта на глубине 36 метров. Для визуального осмотра на грунт опустился наш политрук экспедиции Волков Вячеслав , и рассказал что это прямоугольный контейнер размером 5х5 и длинной 20 метров закупоренный , есть небольшое отверстие , но ничего внутри не видно, эта находка осталась для нас загадкой. И так последний 100 км переход до конечного пункта г.Туапсе. Экспедиция по первоначальному плану должна была закончиться в г.Сочи , но мы потеряли много времени из-за шторма . Во время В.О.В немцы не дошли до г.Туапсе , но подводные лодки и торпедные катера противника уничтожили несколько советских судов в этом районе. Катер встал недалеко от мыса Кодош в нескольких километрах от места гибели одного нам неизвестного судна. Времени на поиски корабля осталось совсем немного , не более 2-х дней. И как назло разыгрался шторм. Высота волны 3 с лишним метра , на катамаране сорвало один якорь . На оставшемся якоре " Подводный охотник" начал дрейфовать к берегу. Создалась критическая ситуация . До укрытия в гавани Туапсинского порта не более 3х километров. Команда из 4-х человек в плавь добралась до катамарана , из двух двигателей завелся только один. Пошли малым ходом носом к волне , катер сильно дрейфует на каменную гряду. Одели спасательные жилеты на случай если смоет за борт. Рация наготове ,если что вызвать спасателей, снять команду. Крен достигает 30 градусов. Катер и на этот раз выдержал испытание, мы зашли в порт мокрые испуганные но,довольные.