Судам, идущим в Севастополь: Позор изменникам России


"Судам, идущим в Севастополь: Позор изменникам России"
    Написал Кузьмичев Сергей
     Каждый год на майские праздники тольяттинский клуб аквалангистов "Нептун-Про" организует подводную экспедицию у берегов Черного моря, всякий раз пытаясь найти следы затонувших кораблей, узнать обстоятельства их гибели, поднять со дна уцелевшие фрагменты истории.
     Весной 2003 года мы собирались в Крым в район города Феодосия, там в 1941 году проходил один из этапов керченско-феодосийской десантной операции. Место, конечно же, интересное, вот только находится оно в другом государстве. Разрешение на погружения в территориальных водах и в России то получить непросто, а на Украине с её самостийностью будет ещё сложней. Да и будут ли рады на Украине российским подводным археологам? Скажут ещё: "У, кляты москоли, понаехали, своих гробокопателей хватает!"
    Взвесив все за и против, решили поездку в бывшую братскую союзную республику отложить до лучших времен (а вдруг наступят). Короче в Феодосию мы тогда так и не поехали. Но жабры-то сохнут, народ уже на подвиги настроился, ласты наточил, а тут: Нужен был новый план, не бросать же все на полпути.
     Ёлкин, наверное, не был бы Ёлкиным, если бы у него не было другого плана. Летом 2002 года во время проведения экспедиции "Мемориал-2002", последним местом погружения должны были стать объекты, расположенные в районе города Туапсе, но из-за погоды тогда ничего не вышло. И вот пришло время отыграться. И мы отыгрались.
     В состав экспедиции кроме членов клуба "Нептун-Про" из города Тольятти, вошли ребята из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Самары всего 38 человек (с детьми 43). Мы обследовали объекты в районах селения Вишневка, г. Туапсе, поселка Архипо-Осиповка, и все это вдоль береговой линии длиною 75 км. И какие объекты! Один эсминец "Керчь" чего стоил.
    Основные объекты
    Объект "Керчь" основной ( пометка на лоции затопленное судно).
    По данным гидрографии фактические координаты гибели эсминца 44°05' N 39°00 'E. Глубина 28 метров , возвышение над грунтом около 3-х метров. Удаленность от базы 7,5 км. По пеленгу 169° южнее. До ближайшего берега 1,5 км.
    Объект "неизвестен" (пометка на лоции затопленное судно).
    По данным гидрографии фактические координаты 44°06'N 39°00'E .Глубина 18 метров, возвышение над грунтом около 4-х метров. Удаленность от базы 6,2 км. По пеленгу 169°. До ближайшего берега 1,9 км южнее. Согласно некоторым источникам объект представляет из себя понтон.
    Объект "неизвестен" (пометка на лоции подводное препятствие ).
    По данным гидрографии фактические координаты 44°06'N 38°57'E. Глубина около 47 метров метров , возвышение над грунтом около 4-х метров. Удаленность от базы 6,4 км мористее. По пеленгу 204°. До ближайшего берега 5,6 км .
    Перспективные объекты
    Объект "неизвестен" (пометка на лоции затопленное судно)
    Фактические координаты 44°01'N 39°08'E . Глубина 12-14 метров , возвышение над грунтом 3-4 метра. Удаленность от базы 20 км южнее. До ближайшего берега 520 метров.
    Резервные объекты
    Объект "неизвестен" (пометка на лоции затопленное судно)
    Фактические координаты 43°56'N 39°14'E Глубина 28 метров , возвышение над грунтом 6 метров. Удаленность от базы 31 км южнее. До ближайшего берега 2,5 км.
    Немного об истории самого легендарного из обследуемых объектов эсминце "Керчь".
    Построен в 1915-1917 гг. на заводе "Наваль" в Николаеве.
    Водоизмещение,т 1326
    Длина,м 92,51
    Ширина,м 9,05
    Осадка,м 3,2
    Мощность механизмов, л.с 28400
    Скорость, уз
    Максимальная 33
    Экономическая 21
    Вооружение:
    Орудия 102-мм, шт 4
    Орудия 57-мм, шт 2
    7,62-мм пулемета,шт 2
    Торпедных аппарата 457-мм , шт 4 х 3
    Мин, шт 80
    Экипаж, чел 136
    В ходе Первой мировой войны эскадренный миноносец "Керчь" , обеспечивал и прикрывал минные постановки, нес дозорную и конвойную службу, эскортировал и осуществлял противолодочную оборону главных сил флота. 16 декабря 1917 г. вошел в состав советского флота. 25 апреля 1918 г. германское командование предъявило советскому правительству ультиматум о сдаче Черноморского флота. 29 апреля 1918 г. эсминец вместе с другими кораблями ушел из Севастополя в Новороссийск, чтобы избежать захвата кайзеровскими войсками. 28 мая 1918 г. была получена секретная директива, подписанная В. И. Лениным, о необходимости уничтожить корабли ввиду явных намерений Германии захватить их и невозможности перевести их в другой порт или защитить Новороссийск с суши. Приказ расколол эскадру. Когда 17 июня часть кораблей снялись с якоря и направились в оккупированный немцами Севастополь, на эсминце "Керчь" был поднят сигнал: "Судам, идущим в Севастополь: Позор изменникам России". 18 июня 1918 г. экипаж "Керчи" под руководством командира В. А. Кукеля и председателя судового комитета Кулинича принял активное участие в потоплении кораблей Черноморского флота. Торпедами "Керчи" были потоплены эсминец "Фидониси" и линкор "Свободная Россия". После этого эсминец ушел в Туапсе, возможно, из-за того, что слишком революционный экипаж "Керчи" настроил против себя население Новороссийска и команды затопленных кораблей. 19 июня 1918 г. в 4 ч. 30 м. у Кодошского маяка, в трех милях от входа в порт Туапсе, эскадренный миноносец "Керчь" был затоплен экипажем. 27 октября 1925 г. эсминец был обнаружен советскими водолазами. Он лежал на глубине 27 м вверх килем, глубоко войдя в грунт. Черноморская партия Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) начала работы по подъему корабля. В ноябре 1926 г. эсминец с помощью понтонов всплыл на поверхность, но, разломившись на части, снова ушел на дно. В декабре 1932 г. отдельные части "Керчи" были подняты. Турбины, заботливо смазанные экипажем перед затоплением, оказались пригодными для работы и были установлены на местной электростанции. Однако некоторые обломки эсминца "Керчь" до сих пор покоятся на дне.
     И вот мы на берегу. Небуг встретил нас доброжелательно, казалось, что все рады нашему приезду. Да что Небуг, даже море было настолько приветливо, что многие из нас сразу же полезли покупаться, хотя температура воды на поверхности была немногим более 12 градусов. Но время не ждет, и мы занялись обустройством лагеря. Олег Скирда - директор местного дайв-центра - ждал нас, поэтому многие проблемы решились очень легко. Расположились мы на пляже, прямо у стен погранзаставы к ним же и за водой ходили. Сами пограничники были нам рады: у них сразу же стало заметно лучше с сигаретами. Хозяин пляжного кафе разрешил использовать его павильон под полевую кухню-столовую. В общем - разместились. 43 человека, 18 машин, 27 палаток.
     Пока техническая служба экспедиции готовила оборудование совместно с ребятами из дайв-центра, поисковая лодка вышла в район гибели эсминца "Керчь". Полный штиль, дал возможность добраться до объекта за считанные минуты. С помощью эхолота эсминец был найден в течение получаса, и дежурные аквалангисты начали осматривать корпус судна. После всплытия разведчиков прояснилась следующая картина- видимость около 10 метров, эсминец разрушен на несколько частей, которые перевернуты верх килем . Попасть во внутренние помещения не представлялось возможным из-за нагромождения всевозможных труб , кабелей и фрагментов обшивки. После погружения на объект еще нескольких групп, ситуация начала обрастать подробностями. Лучше всего сохранилась кормовая часть. Хотя винты отсутствуют вместе с валами, но кронштейны остались на месте ( правда сильно порезаны подводной сваркой). Из грунта торчит перо руля , вокруг корпуса разбросаны более мелкие обломки. Как грозный боевой корабль, объект уже не выглядел. Подумать только, а ведь именно он когда-то отправил на дно целую эскадру. Находок, правда, поднять не удалось. Зато нашли отличный импортный водолазный нож совсем новый, мы потом и его хозяина нашли тоже, парень был очень рад. Но как бы там ни было, а кучу положительных эмоций получили все участники погружения, и это правильно.
     Второй объект был обнаружен на следующий день. Им оказался прямоугольная конструкция размерами 15х4х4 метров. Возможно понтон, или контейнер. Доступа во внутрь практически нет, не считая нескольких прямоугольных отверстий размером 0,5 х 0,3 метра в верхней части конструкции. Есть два бронзовых заправочных штуцера, ни каких кнехтов или других швартовых приспособлений не обнаружено.
     На следующий объект, расположенный на глубине 47 метров мы потратили два дня поисков , но так и не обнаружили (хотя мы точно уверенны что это мотобот потопленный немецкой субмариной в 1944 году) . Все возлагали на него большие надежды. Возможно, что гидрографы предоставили неточные координаты. Хотя был обследован сонаром квадрат 1х1 километр. Обидно, ведь время экспедиции ограниченно.
     Потом настала очередь "Чапаева", так местные называли объект не далеко от Вишневки. Объект своеобразный: глубина - 6 метров, удаление от берега 150 - 200 метров. Вот только проблемка маленькая - по морю до него километров 12 будет. Поразмыслили да и придумали: лодки порожняком до объекта своим ходом пустить, а личный состав и снаряжение на машинах. Поехали почти все. Снарягу к берегу метров 400 носили, а потом и дорогу прямо на берег нашли, так что дело легко пошло.
     Подошли лодки, отправили поисковую группу. Там рядом какие-то мужики рыбу на лодке ловили. Мы к ним сразу с вопросом: тут вам нигде корабль затонувший не встречался, а они так это запросто: да вот он. А его и правда прямо из лодки видно. Дежурный водолаз нырнул, привязал одну лодку к какому-то ящику, чтоб не уплыла, а вторая тем временем на берег за народом рванула. Первую партию привезли, перегрузили на привязанную лодку, и сразу за второй партией. На берегу, отчаянные парни лодку ждать не стали, собрались, и вплавь до объекта.
     Видимость была метров 10, и весь день мы занимались осмотром. А лодку, оказывается, к ящику со снарядами привязали. Представляете. И как только местные не растащили такие "сокровища"? Почти в метре от поверхности под водой были видны какие-то непонятные конструкции. В последствии они оказались паровыми котлами, а сам "Чапаев" оказался транспортом "Азов".
    "Азов"
    Бывший грузовой пароход Азовского государственного морского пароходства типа " Эльпидифор", вступил в строй в 1929 г., в составе ЧФ с 10.07.1941 г., 967 брт., 6 узл.
    22 октября 1942 года транспорт "Азов" (капитан Н. В. Вешняков) следовал из Туапсе в Поти. В районе Лазаревской (Вишневка) судно подверглось атаке восьми Ju-87, которые сбросили 32 бомбы. Две бомбы попали в судно, и оно начало тонуть. Сторожевые катера отбуксировали "Азов" на мелкое место, где он сел на грунт. Личный состав был снят. Погиб один человек.
    Почему-то местные жители называют его "Чапаев", хотя нам часто приходилось сталкиваться со всякими домыслами со стороны сторожил. В течение всего дня несколько групп занималось поочередно осмотрами , измерениями , и сверки с существующим чертежам корабля, для того чтобы удостоверится что мы не ошиблись в названии. Видимость около 10 метров. Судно сильно разрушено прибрежными волнами. Сохранился нос и паровые котлы вместе с машинами. Винт не виден , вероятно замыт песком . Обнаружили несколько ящиков с 45 мм осколочными снарядами , но во избежания проблем , их подцепили к понтону , и отбуксировали на большую глубину , где и затопили. Мало кому в голову придет, поднять на поверхность смертоносные игрушки. Мы довольствовали лишь несколькими гильзами. Когда кто-то из ребят поднял на поверхность детскую калошу с клеймом "1941" , все были в шоке. Неужели на судне погибли дети, хотя по описанию из архива потеряли одного взрослого человека. Достаточно интересный объект для погружения начинающих аквалангистов. После всех исследований, ответ однозначный это транспорт "Азов".
     Наступило 5 мая. С утра рутинные плановые погружения, на ранее найденные объекты. К обеду настоящая летняя жара , но самая веселуха началась после 6 часов вечера. День Нептуна. Два самых юных участника экспедиции Тимофей и Николай, которым чуть более 10 лет , а за плечами третья экспедиция и погружения на достаточно серьезные объекты , переоделись в морских чертей , для того чтобы помогать Богу морей Нептуну (заместителю начальника штаба экспедиции Стасу Долгову) принимать новобранцев в свои ряды. После общей клятвы в верности Нептуну, наступил обряд крещения. Каждый новобранец должен был выпить из импровизированной кружки сделанной из гильзы 76 мм снаряда (трофей таманских экспедиций), добрых 150 грамм морской воды, и получить по мягкому месту ластой, притом все это происходит при надетой маске. После принятия присяги, все дружно уселись за стол, с морепродуктами и горячительным напитками который нам приготовили дежурные по лагерю. Вечер удался , не считая демонстративного ухода группы саратовцев которые заявили "Что пить они больше не могут". На следующий день, пока основная масса отдыхала после вчерашнего, группа разведки преподнесла сюрприз. Недалеко от поселка Лазаревское, в районе селения Аше, на глубине 30 метров обнаружено судно. Объект представляет из себя стальную, парусно-моторную шхуну. Исходя повреждения, шхуна погибла от авиабомбы. Корпус разделен на 2-е части. Надстройка отсутствует. После детального исследования прояснилась следующая картина - бомба попала в надстройку, по всей вероятности судно мгновенно затонуло. Судя по клепанному корпусу, и форме форштевня , постройки начало 20-го века. В одной из кают 2-а унитаза, ванна и раковина. Другие каюты не обследовались. Внутри корпуса видны паровые котлы. Нашли прекрасно сохранившийся машинный телеграф, сделанный в Англии. Якоря Холла на своих места . Длина судна около 60 метров. Олег Скирда пригласил директора дайв-центра "Гавайи", расположенного в поселке Лазаревское Юрия Овчинникова, с целью узнать что он знает об этом объекте. Оказывается ничего. По его радостному лицу все поняли, теперь у него есть настоящий РЭК. В обмен на координаты (хотя мы их от него не скрывали), он приволок много горячительных напитков и вкусных кур-гриль. По его просьбе на объекте оставили буй. Вообще-то корабль интересен, пока о его судъбе нам ничего неизвестно. 7 мая к поселку Небуг подошел ПСКР (пограничный сторожевой корабль). Цель прихода - возложение венков на места гибели кораблей. На борт поднялись участники экспедиции. Командовал пограничниками полковник Юрий Николаевич Кипоров. Сторожевик прошел по местам наших поисков, команда и участники экспедиции возложили венки. Вечная память. Экспедиция подходила к концу , как руководством было принято решение обследовать еще один объект, находящийся на удалении 50 км от базы. Согласно нашим данным это буксир "Петраш". Еще во время проведения экспедиции "Мемориал-2002" на пришло письмо от дочери штурмана который погиб на нем, с просьбой возложить венок на месте гибели ее отца.
    Лодки в район гибели буксира , перевезли на грузовике. Поисковая группа обнаружила довольно быстро. И так буксир "Петраш".
     Т-11 "Петраш"
    Буксир .Бывший портовый ледокол. В составе Черноморского флота с 15.07.1941 г. До 11.11.1942 г. сторожевой корабль. Водоизмещение,т 560 .Скорость,узл 12 . Орудие 45мм -2
    Орудие 20мм-1 , Пулеметов-4 .Экипаж, чел 47
    В 1942 году сторожевик был разоружен , и обращен в буксир.
    7 августа 1943 года буксир "Петраш" с двумя баржами на буксире в охранении сторожевого корабля №105 следовал из Туапсе в Геленджик. В 23ч.20м. в районе мыса Чуговокопас были обнаружены силуэты, на которые был сделан запрос. В ответ караван был атакован двумя торпедными катерами противника, входившими в состав 1-й флотилии. Две из выпущенных торпед взорвались на берегу; а одна попала в "Петраш" и он затонул в точке 44°21,8'N 38°26,9'E. Погибли 25 человек, спасены 28. 14 августа 1943 года буксир был исключен из состава флота. Согласно сведениям гидролокации по данным координатам судно не обнаружено. На расстоянии 650 метров по пеленгу 270° от ранее предоставленных координат, на грунте обнаружено объект, по размерам схожий с буксиром "Петраш" . Глубина около 15 метров.
    От попадания торпеды судно разломилось на 2-е части. Носовая перевернута верх килем , кормовая на киле с креном 60°, надстройка отсутствует. Якоря на своих местах. Винт и руль невидны , вероятно замыты в песок. Доступ во внутренние помещения затруднен. На корме огромная буксировочная лебедка. На грунте рядом с кормой , лежит огромная алюминиевая кастрюля. Боеприпасов и вооружения невидно. На поверхность был подняты иллюминатор, и якорь кошка (вероятно оставленная рыбаками). После погружений мы исполнили просьбу дочери штурмана ,и возложили венок на месте гибели буксира "Петраш".
    Все-таки приятно сознавать, что мы не забывает тех людей кто погиб, защищая нашу Родину. Экспедиция закончилась , все разъехались по домам , но эти 9 дней которые не только нас сдружили , но и позволили прикоснутся к истории ,мы будем вспоминать долго.
    Все данные о судах и местах их гибели взяты из атласа "Затонувшие суда Черного и Азовского морей" который выйдет в начале 2005 года.
    Огромная благодарность в организации экспедиции.
    Магазину "Подводный охотник" г. Тольятти за тех.обеспечение
    Фирме "Тетис" г. Москва за оборудование, прекрасно показавшееся себя во время экспедиции
    Территориальному отделу погранвойск Краснодарского края, и лично полковнику Кипорову Юрию Николаевичу
    Директору дайв-центра в поселке Небуг Олегу Скирде за помощь в трудную минуту
    И всем участникам.