Экспедиция Тендра-2004


Экспедиция "Тендра-2004"
    Автор: руководитель международной подводной экспедиции "Тендра-2004" Елкин А.В
    Подготовка клуба "Нептун-Про" города Тольятти к предстоящей экспедиции , заняло практический, целый год. Цель данного мероприятия обследование объектов на траверзе острова Березань . В этом месте , на выходе из Днепро-Бугского лимана в далеком 1941 году происходили драматические события. Советская авиация и надводные корабли упорно минировали узкое гирло лимана , с целью предотвратить прорыв немецких ВМФ по рекам Днепру и Южному Бугу. Немцы тоже не остались в долгу, и накидали своих мин, с целью не дать остаткам Днепровской военной флотилии прорваться в Севастополь. Когда все же советские войска отступили, немецкому командованию потребовался проход в лиман, с целью доставки пополнения и грузов. Для разминирования фарватера , из бывших буксиров был создан небольшой минно-тральный отряд, который практический весь лег на грунт (погиб на минах). До конца 1941 года немцам не удалось полностью разминировать фарватер в Днепро-Бугский лиман . Вторым этапом экспедиции , по возможности обследовать часть затопленных объектов в районе Тендровской косы.
    По рекомендации нашего друга из Киева Сергея Пронина , стали легально оформлять документы. Мы заручились письмом от музея морского пароходства Украины с просьбой поднять для них экспонаты для пополнения музея. Отправили кучу документов , паспортных данных , номеров лодок , радиостанции и т.п. В конце концов перед самым началом Пронин заверили что документы практически готовы . Единственно что нам запретили , что либо подымать со дна. Наверное , дабы не расхитили народное "подводное" достояние Украины. Хотя нам еще ни кто не разрешал, что-либо , подымать со дна. Правда, трудно себе представить, как можно идентифицировать принадлежность судна, без подъема на поверхность каких либо деталей, для обнаружения клейма. Ну и бог с ними. В состав экспедиции входило 48 человек. Из них представителей Украины 8 человек. Так что можем считать, что экспедиция совместная.
    Переход границы 29 апреля 2004 года , как ни странно прошел без сучка и задоринки "за 6 часов". Хотя все говорят о потеплении отношения между Украиной и Россией , на пограничном посту этого не скажешь. Угрюмые лица пограничников и таможенников говорят о серьезности их работы . Россияне бдят чтобы мы чего не унесли , хохлы чтобы чего не внесли. Проза жизни. Даже наши рекомендательные письма на них впечатлений не произвели. После пересечения границы наш ответственный работник со стороны Украины Сергей Пронин сказал что надо сдирать наклейки с машин с надписью "Международная экспедиция" потому что оказывается что имея кучу непонятных писем на украинском языке , официального статуса экспедиция не имеет. И должны всем говорить что "мы ни есть подводная экспедиция , мы группа подводных фотографов". Все сказали ну и х: с ними , и снимать не стали.
    Когда на берегу Черного моря , в районе села Рыбаковка , вся наша экспедиция собралась вместе из-за всех уголков России и Украины , все поняли жизнь прекрасна. Ни шторм , ни дождь нас настоящих героев "покорителей глубин" не испугаешь. Лагерь расположили на территории заброшенной турбазы. Приятно, что местные жители всегда нам помогали. На расстоянии 3-х километров , в море виднеется остров Березань.
    И так первый день.
    Как всегда пограничники, с испугу отход в море не дали. Оказывается , что они не в курсе что должна приехать группа "свободных подводных фотографов" , и еще в таком количестве. Обстановка накалилась до красна. Пронин путем неимоверных усилий убедил пограничников в чистоте наших помыслов. И первая поисковая лодка с приборами вышла в море . В течении двух часов они поставили буй над двумя затопленными объектами.
    После детального обследования проявляется следующая картина.
    Объект номер один.
    Небольшое судно размером приблизительно 25 метров , ширина около 5 метров . Глубина 14 метров , возвышение объекта над грунтом 6-7 метров. Лежит на грунте креном на левый борт. Корма разрушена, по машинное отделение. Судно двух винтовое. Вал с винтом лежат на грунте в 10 метрах от машинного отделения. Второй вал с винтом развернут по направлению к носу , и возвышается над грунтом на 5-6 метров. Машинное отделение практически замыто песком. За надстройкой установлен барабан для намотки троса. Рубка прямоугольная , полностью сохранившаяся. В передней части рубки виднеется фрагмент штурвала диаметром около 1,2 метра.
    На крыше рубки установлено леерное ограждение. В передней части крыши виднеется фрагмент мачты. Форштевень прямой. В носовой части установлен брашпиль. Якорей на штатных местах не видно. При отчистке фонаря освещения палубы обнаружено клеймо "IZS 30116". Что дает предположение о том ,что судно иностранной постройки.
    Останков экипажа, и боеприпасы на судне не обнаружено. При осмотре места кораблекрушения в радиусе 50 метров обнаружено большое количество металлических обломков , вероятно принадлежащих кормовой части судна. Судя по повреждениям корпуса судно , вероятнее всего гибель произошла от подрыва на донной мине . По форме обводов судна , можно предположить что судно является буксиром "Drossel" .
    Историческая справка
    "Drossel"
    Вспомогательный тральщик. Бывший немецкий буксир. Спущен на воду 1938 г. В 1941 г. передан ВМС Румынии.
    Водоизмещение, брт 126
    Вооружение:
   &nbsp20 мм зенитный автомат 1
    На тральщике установлены тралы для якорных и донных мин.
    В 1941 году из Одессы в Очаков переброшен отряд тральщиков для очистки от мин фарватера. 25.10.1941 году в 15 ч. 45 м. вспомогательный тральщик "Drossel" во время траления подорвался на мине. Погибло несколько человек, включая командира отряда.
    Объект номер два
    Судно водоизмещением приблизительно 200 тонн. Глубина 14 метров, возвышение над грунтом 5-6 метров. Обнаружена только носовая часть с фрагментом палубы. Носовая оконечность перевернутая верх килем , имеет длину около 8 метров. Ширина 5-6 метров. Форштевень с небольшим наклоном. Два якоря Холла , на своих штатных местах. Вес якорей приблизительно 100 кг. Рядом на расстоянии 5-6 метров от носовой оконечности , фрагмент палубы, с остатками леерного ограждения , и зенитным 20-мм орудием "Flak 30" стоявшим на вооружением Кригсмарине. Сохранность орудия , отличное. На небольшом расстоянии от орудия , находится лебедка. При осмотре места кораблекрушения в радиусе 100 метров остальных обломков не обнаружено. Останков экипажа и боеприпасов не обнаружено. Согласно очертаниям носовой части что данный объект является минной плавучей базой (минзаг) "Theresia Wallner".
    Историческая справка
    "Theresia Wallner"
    Минная плавучая база. Принадлежала Германии. Бывший греческий буксир "Antigona", спущенный на воду в 1912 г. В составе ВМС Германии с 18.06.41 г.
    Водоизмещение, брт 132
    Вооружение:
   &nbsp20-мм зенитных автомата 2
    Пулемета 2
    Якорные мины 30
   &nbsp25.10.1941 году минная плавучая база "Theresia Wallner" подорвалась на мине и затонула.
    День второй
    Погода наладилась . На море полный штиль. С утра , взяв отход у пограничников поисковая лодка ушла на поиски новых объектов. Тут произошла техническая проблема.
    Наш клубный компрессор "Coltri Sub" , только что прошедший капитальный ремонт в тех.центре "Трех измерений" г. Алапаевск за полновесных 800 удушенных енотов (у.е) и после этого забив 3 баллона , дал "клина" . "Спасибо" добрым ремонтникам. Я думаю что они все равно отмажутся от гарантии . Найдя тысячу причин что не так дергали , не туда нажимали. Теперь вся надежда , на резервный компрессор.
    Ближе к обеду проявилась наша поисковая лодка. У всех хитрые глаза. Оказывается, нашли несамоходное судно с грузом из непонятных ящиков. Вот оно счастье. Проведя более десятка экспедиций , нам так и не удалось обнаружить "сокровища". Техническая служба сразу начала готовить двойное дно , у нашего экспедиционного грузовичка , для перевозки ценностей в Россию. Группа обследования , не взяв с собой представителей "самостийной" (дабы не разглашать тайну) вышла для детального осмотра "сокровищ".
    Детальный осмотр привел нас в полное уныние. Опять снаряды ,бомбы .
    Объект
    Баржа водоизмещение неопределенно. Глубина 14 метров , возвышение 4 метра. Характер повреждения носовой части дает предположение о подрыве на мине. В основном корпус достаточно хорошо сохранился. Сильно повреждена носовая часть. Видны четыре трюма. Два первых трюма , ближе к носовой части практически замыты песком. В два кормовых можно проникнуть. Виден генеральный груз , состоящий из ящиков с зарядными стаканами к орудиям приблизительно 122 мм-150 мм. Также несколько цилиндрических бочонков, по форме схожие , с глубинными бомбами. В корме горизонтально расположено, возможно, рулевое колесо. Корма имеет полукруглую форму с расположенной на ней небольшой будкой с проемом двери. Руль повернут в право, на 70 градусов. Принадлежность объекта неопределенна. Останков экипажа не обнаружено.
    Не судьба найти сокровища.
    День третий.
    Погода стоит отменная. Как всегда поисковая лодка ушла в море. Дежурные по лагерю отправились за продуктами. К вечеру запланирован пикник на острове Березань.
    Пограничники неохотно дают отход. Предупреждая нас о том что некто товарищ Назаров (кстати видный украинский археолог ) увидев нас на территории его острова будет ругаться , и топать ногами. Даже стуканет куда следует. Мы , не взирая на все предупреждения высадились на острове. Остров невелик. Может с метров 800 в длину. Как дуршлаг, изрыт бетонными укреплениями. В восточной части острова святая святых господина Назарова -археологические раскопки. Самая главная достопримечательность острова это памятник лейтенанту Шмидту П.П , и его соратникам расстрелянным здесь в
   &nbsp1906 году. После досконального осмотра острова , участники экспедиции расположились вокруг стола , с закуской и местной горилкой. Первая рюмка без тоста , за тех кто погиб в этих местах , отдавая долг Родине.
    В этот день поисковая лодка новых объектов не обнаружила.
    День четвертый.
    Плановое погружение на ранее обнаруженные объекты. Ближе к обеду на берег пришла поисковая лодка. Ими найден объект.
    Небольшое судно . Глубина 13 метров , возвышение над грунтом 4 метра. Практически полностью разрушенное, сильным взрывом , вероятно донной мины. Хорошо сохранилась носовая часть , длиной около 7 метров, с установленной на ней брашпилем. Форштевень прямой. Кое-где сохранились фрагменты надстройки. По очертаниям корпуса судно принадлежало к классу буксиров. Останков экипажа, и боеприпасы на судне не обнаружено. При осмотре места кораблекрушения в радиусе 100 метров обнаружено большое количество металлических обломков , вероятно принадлежащие данному судну.
    Можно предположить, что объект является буксиром "Brusterort" .
    Историческая справка
    "Brusterort"
    Вспомогательный тральщик, однотипный "Drossel". Бывший немецкий буксир. Спущен на воду в 1938 г. В 1941 г. передан ВМС Румынии.
   &nbsp25.10.1941 года в 17 ч. 15 м. вспомогательный тральщик "Brusterort" при тралении фарватера подорвался на мине и затонул. Погибло несколько человек, включая командира.
    Ближе к вечеру произошел курьезный случай. Нас попросили пограничники ,на нашей лодке задержать нарушителя территориальных вод Украины. На берег прибыл офицер-пограничник и погрузился, в только что прибывший экспедиционный "Зодиак" для погони за вражеской лодкой. Через 30-ть минут они вернулись назад. Оказывается что лодка нарушитель ,это только что прибывший "Зодиак". Странно, что с поста не разглядели нашу лодку.
    День пятый.
    К причалу села Рыбаковка подошла заказная нами рыбацкая фелюга, для перевозки части участников экспедиции на Тендровскую косу. Около 30 человек со снаряжением погрузились на достаточно ветхое суденышко, взяв на буксир поисковую лодку. После 4 часов ходу , прибыли на Тендру. Хотя перед экспедицией, мы прочитали достаточно много литературы посвященной этому месту, Тендра нас поразила полной безлюдностью. Пока готовили лагерь , поисковая лодка нашла три объекта. Снаряжение находилось на фелюге, поэтому первые три группы сразу начали осматривать объекты. На море полный штиль. Видимость под водой около 6 метров , температура воды 12°С на поверхности, и 4°С по водой. Песчаное , пустынное дно . Весной затопленный объект сильно обрастает пушистыми водорослями. Трудно определить очертания судна.
    Объект первый
    Неизвестная несамоходная баржа. Глубина около 5 метров , возвышение на грунтом около 2-х метров. Сохранились носовая и кормовая часть. Длина приблизительно 25 метров. Сильные разрушения в центральной части. Возможно от воздействия коррозии. Интересных находок, или предметов дающих возможность идентифицировать принадлежность объекта, нет.
    Объект второй
    Несамоходное судно. Глубина 14 метров , возвышение над грунтом 3-4 метра. Длина около 50 метров. Видимых повреждений , повлекших гибель судна не обнаружено . От бака и практически до кормы сохранился комингс надстройки. В корме видно небольшая наделка с трапом для спуска в трюм. Возможно, судно использовалось в качестве плавбазы. Предметов, дающих возможность определить принадлежность объекта, не обнаружено.
    Объект третий
    Самолет "Ju-52"
    Сохранились оба крыла самолета. Левое крыло с двигателем. Сохранился капот с приборной доской. Фюзеляжа - нет. Отдельно валяется хвостовая часть длиной 1,5 м. Место, где был фюзеляж заполнено обломками. В обломках попадаются 200-л бочки. По видимому бензин, который перевозил самолет, при падении взорвался , или самолет горел - это и привело к разрушению фюзеляжа. Останков экипажа не обнаружено. Глубина около 12 метров , возвышение 1,5 метра.
    Экипаж ,чел 3
    Скорость ,км.ч 275
    Дальность полета ,км 990
    Высота максимальная ,м 5900
    Бомбовая нагрузка ,кг 500
    Вооружение :
    Пулемет 7,92 мм ,шт 1
    Пулемет 15 мм ,шт 1
    Пока аквалангисты находились под водой , к нашей фелюге на полных парах подлетел пограничный катер. Эти пограничники, тоже был не в курсе , что группа "свободных подводных фотографов" посетит данное место. И скромно поинтересовались , не собираемся ли мы подымать со дна недозволенные вещи. Конечно, мы сказали что нет.
    Встреча с пограничниками произошла без проблем. Единственно предупредили , что на эсминец "Фрунзе" находящийся с южной стороны Тендры , нырять нельзя. Причину нам не объяснили.
    День четвертый
    Утром начался небольшой шторм. Хотя нам и удалось погрузится на последний объект экспедиции , но проблем было много.
    Объект четвертый
    Корабль водоизмещением около 200 тонн. Глубина 13 метров , возвышение над грунтом 6 метров. Лежит на грунте практически на ровном киле. На корпусе нет видимых повреждений, которые повлекли за собой гибель корабля. Кормовая надстройка находится на штатном месте. Боевая рубка имеет сильные разрушения в верхней части и смещена к правому борту. Материал, из которого сделаны обе надстройки - алюминий. Вооружение и палубное оборудование отсутствует. На одном из электрощитков , надпись "1958 г". По очертаниям корпуса корабль относится к классу малых противолодочных кораблей проекта "201". Характер повреждений , и то что корабль полностью разукомплектован можно предположить что объект затоплен специально .
    Малый противолодочный корабль проекта "201М"
    Водоизмещение, т 207
    Длина, м 42
    Ширина, м 6
    Осадка, м 1,8
    Мощность двигателей 3 мотора по 1800 л.с.
    Скорость, узлов 25
    Вооружение:
   &nbsp2х25 мм артиллерийская установка 4
    Бомбометы РБУ-1200 2
    Прибыв на базу в Рыбаковке , мы планировали еще день поработать , но шторм не оставил нам ни малейшей надежды. Вечером все за общим столом делясь впечатлениями , пришли к единому мнению о свертывание экспедиции. До встречи в следующем году.
    В мае 2005 года клубом "Нептун-Про" планируется проведение экспедиции "Эльтиген-2005" , посвященная 60- летию победы в Великой Отечественной Войне.
    Большая благодарность в организации экспедиции : Пронину Сергею (г. Киев) Кипорову Юрию (г. Краснодар) Алексееву Игорю (г. Одесса) Корчагину Константину (г. Николаев)