БК 205


  "БК 205"
    Операция "Багратион", Бобруйский котел, Первый Белорусский фронт: События лета 44-го, ставшего для нашей республики поистине победным, сегодня воспроизведены почти в хронологической точности. Другое дело - лето 41-го. О нем известно гораздо меньше. Героическая оборона Брестской крепости, первые партизанские отряды и полная трагизма хроника отступления Красной Армии. И уж совсем невероятным кажется то, что именно тогда были заложены первые камни в фундамент будущей Великой Победы. Счет дням до которой шел на тысячи. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но как знать, сколь далеким был бы тот "порохом пропахший" день, не ощути вермахт едва ли не первого (после Бреста) серьезного сопротивления нашей армии. Тогда, жарким июлем первого года войны. Шесть с половиной десятилетий история скрывала детали тех событий. В буквальном смысле. И только в этом году вернулись из небытия, казалось, навсегда затертые страницы нашей истории.
    Тайны Березины
    В августе этого года в 35 километрах от Бобруйска, у деревни Ново-Белица Светлогорского района, со дна Березины было поднято боевое судно-монитор "Винница", состоявшее на вооружении Пинской военной флотилии. Той самой, что "дала жизнь" и нашей, Днепровской флотилии, которая принимала участие в сражениях за Бобруйск. Речной боевой корабль больше походил на мобильную крепость, неся на своем борту несколько разнокалиберных орудий и "одетый" в шестимиллиметровую броню.
    Находка стала возможной стараниями граждан сразу трех стран - России, Украины и Беларуси. Историков, военных, ветеранов. Факт за фактом, крупица за крупицей восстанавливали они хронику тех дней. Сначала в архивах, потом на основании рассказов очевидцев и, наконец, непосредственно на месте событий. Тогда-то и стало известно еще об одной тайне, которую скрывала Березина - бронекатере "БК-205". Катера этой серии были построены в США в 1916 году и поначалу использовались как суда-разведчики. В 20-х годах прошлого века были переклассифицированы в сторожевые, позже вновь стали в авангарде флота. Водоизмещение 10 тонн, мощность двигателя - 100 лошадиных сил, максимальная скорость 8,6 узлов. Экипаж - семь человек.
    И снова, как в случае с "Винницей", - архивы, воспоминания, сопоставления: Результат - почти точное место затопления "БК-205". Уже 13 сентября поисково-подъемная группа военно-патриотического клуба "Поиск" (г. Шклов) была на месте. Спустя еще неделю обнаружили и сам катер. За почти семь десятилетий в этом месте Березина успела не раз поменять свое русло.
    Что тебе снится, крейсер "БК"?
    :Лодка скользит по холодной глади Березины. Взмах весел - и мы еще на один шаг ближе к легенде. Левый берег реки кажется однообразным на всем ее протяжении: кусты, высокая трава, молодые деревья. "Это сейчас тут сушь, - поясняет участник поисковой операции Владимир Якушев, - а в годы войны как раз здесь и было русло".
    А вот и наша конечная точка. Небольшой котлован вполне мог бы сойти за искусственный пруд, если не знать, что на дне. Хотя - почему искусственный? Березина тут хоть и отодвинулась в сторонку, но капитулировать безоговорочно совсем не собирается. Только-только помпа откачает воду, как плавун вновь образует озеро глубиной почти четыре метра. Основная часть судна по-прежнему покоится на его дне, однако детали, проливающие свет на обстоятельства гибели, уже подняты. Носовая часть, борта, судовое оборудование.
    Как не бывает бывших моряков, так нет и бывших кораблей. Поэтому, едва стрела подъемного крана опустила на берег нос крейсера, участники экспедиции первым делом разбили о него бутылку шампанского, благословив крейсер на новую жизнь. Традиция!
    Аккумуляторы, карбюратор, предметы обихода команды (посуда, монеты). Каждый новый день приносил очередную находку. Поразительное, ни с чем не сравнимое чувство охватывает, когда своими руками прикасаешься к щелочным батареям со звездой на корпусе или медному (!) карбюратору с выцарапанной надписью "БК-205" (скорее всего, чтобы не перепутать во время ремонта, с какого судна деталь). Ожившая история в экспонатах:
    История одного подвига
    Это был действительно бой не ради славы. Поначалу "Винница" и "БК-205" действовали в одной связке. Однако после гибели судна-монитора экипаж крейсера стал обеспечивать огневую поддержку еще одного подобного корабля - "Смоленск", причем довольно результативно. Моряки не только взорвали переправу в Паричах, при этом уничтожив более ста единиц вражеской техники, но и отвлекли на себя немалые силы противника. Часть личного состава немецкой армии пришлось даже перебрасывать сюда со смоленско-московского направления.
    Однако при возвращении на базу "БК-205" попал под шквальный огонь врага. Сев на мель, раненое судно продолжало оказывать сопротивление, и лишь когда силы были на исходе, команда приняла решение взорвать корабль.
    Одного взгляда на искореженный взрывами металл достаточно, чтобы составить впечатление о жестокости последнего боя судна. Команде из семи человек удалось спастись. Последним согласно традиции на землю сошел капитан корабля. Увы, как свидетельствуют документы, все члены экипажа с "БК-205" погибли в боях в самый разгар Великой Отечественной. Вечная им память!
    Это нужно живым
    В биографии клуба "Поиск" это далеко не первая подобная находка. На счету членов клуба, большинство из которых бывшие военные, - подъем танков, самолетов, другой боевой техники. Многим экспонатам удалось вернуть вторую жизнь. Так было, например с "БТ-7" ("быстрый танк" - так расшифровывается эта аббревиатура). Машину не только удалось вырвать из цепких объятий витебских болот, но и - после четырех лет реставрации - вывести на парад в честь 60-летия освобождения республики на главный проспект столицы. "Все, что мы хотим, - рассказывает руководитель группы ВПК "Поиск" Игорь Матюк, - вернуть землякам, особенно молодежи, осознание причастности нашего народа к победе во Второй мировой войне. Слишком уж велико желание некоторых горе-историков и политиков передать лавры Победы в чужие руки".
    Мы были последними из журналистов, кто видел фрагменты "БК-205" непосредственно на месте его гибели. Детали крейсера уже переданы в музей истории Светлогорска. Города, чья история началась много позже победного 1945-го. Как раз сейчас в музее готовится специальная экспозиция. Это очень символично. Особенно на фоне живого интереса юных жителей города к событиям тех лет. Еще немного, и каждый мальчишка, знающий о войне только по книгам и фильмам, сможет своими руками прикоснуться к частичке того героического времени. ...И перенестись в далекий июльский день 41-го, когда "БК-205" принял свой последний бой, начертав начальные главы истории великого подвига нашего народа. Имя которому - Победа.
    Дмитрий СУСЛОВ
    Фото Федора ПРОКОПОВА
    Интересный материал. Но история у этих судов гораздо более интересная и содержательная, чем, первоначально, кажется. А вы в курсе, что монитор "Винница", назывался, когда-то "Торунь"? Да, это боевое судно находилось на вооружении Пинской военной флотилии армии Второй Речи Посполитой, и было построено на Гданьской судоверфи в 1920 году. В составе польского флота монитор находился в 3 боевом соединении и в 1934-39 гг. был модернизован (вооружение на тот момент состояло из 3-х 75-мм орудий и 4 пулеметов). Согласитесь, не мало, если говорить о судне речной флотилии. С момента начала Второй Мировой монитор использовался для патрулирования границы с СССР, а 17 сентября 1939 года участвует в боях против частей РККА. По воспоминаниям боцмана этого судна Ф. Яблоцкого, в виду осознания бессмысленности ведения дальнейших боевых действий, команда решила затопить судно. Советские власти осуществили подъем и ремонт этого корабля. На мониторе были поставлены более мощные орудия калибра 76,2 мм. В первые месяцы Великой Отечественно войны "Винница" приняла активное участие в боевых действиях против наступающих частей вермахта. Гибель судна произошла предположительно 19 сентября 1941 года.
    Что касается "БК-205", то тут речь, скорее всего, идет о польском судне, которое называлась "Гетман Ходкевич". Оно было создано в 1916 году и находилось в составе российского императорского флота. В октябре 1919 года катер получает название "Громкий" и был включен в состав Днепровской военной флотилии Красной Армии. 6 марта 1920 года корабль был захвачен поляками и использовался ими под названием "Броненосный катер - 2". Чуть позже катер получил уже упомянуто название "Гетман Ходкевич". В 30-х годах этот корабль прошел перевооружение. После нападения Германии на Польшу катер включен в 3-й боевой дивизион Пинской флотилии. Боевое крещение судну пришлось пройти 8 сентября 1939 года во время налета вражеской авиации. Команда "Гетмана Ходкевича" не растерялась и сумела оказать противнику отпор, сбив немецкий бомбардировщик "Юнкерс". После того, как Красная Армия перешла советско-польскую границу 17 сентября 1939 года, командование Пинской флотилией приняло решение затопить судно, что и было сделано. В ноябре 1939 года корабль был поднят со дна и после ремонта уже в июле 1940 вернулся в строй. О дальнейшей истории этого корабля повествует вышеприведенная статья.
    Комментарии Игорь Мельников (Москва)
    Очень неточные координаты 52°48.110'N 29°29.730'E