Монитор Смоленск


Монитор "Смоленск"
Бывший польский монитор "Krakow". Построен в 1925 - 1926 гг. (Краков, Польша) и 31.10.1926 г. вошел в состав Речной флотилии Польши.
Водоизмещение 150 т.
Размерения 36.6 х 6.2 х 0.7 м.
ГЭУ дизельная, 2 х 70 л. с.
Скорость 9/6 узлов.
Дальность 648 миль.
Вооружение: первоначально 1 х 100 мм гаубица, 1 х 2 х 75 мм (по другим данным 3 х 100 мм гаубицы), 4 х 7.9 мм пулемета;
После 1939 г. 1 х 2 х 122/12.8 мм гаубица, 1 х 2 х 45 мм, 3 х 7.62 мм пулемета.
Экипаж 33 человека.
21.09.1939 г. затоплен экипажем на р. Пина в связи с приближением советских войск. В конце сентября 1939 г. поднят водолазами ДВФ и отремонтирован в Пинске. 24.10.1939 г. зачислен в состав ДВФ. 17.07.1940 г. зачислен в состав ПВФ. С началом Великой Отечественной войны действовал на Припяти и Березине. Получил повреждения корпуса и машины 26.07.1941 г. у с. Шацилки, 28.07.1941 г. ушел в Киев и стал в ремонт. 7.08.1941 г. вошел в группу огневой поддержки левого фланга Киевского укрепленного района. 25.08.1941 г. получил повреждения от близких разрывов авиабомб в р-не дер. Сухолучье, а 26.08.1941 г. был тяжело поврежден артиллерией противника у с. Паричи при прорыве в Киев. В дальнейшем действовал на Днепре и Десне. 2.09.1941 г. перешел в Чернигов для уничтожения переправы противника. После выполнения задачи ввиду невозможности прорыва в Киев 15.09.1941 г. был взорван экипажем в Ладинском затоне р. Десна и 22.09.1941 г. исключен из списков ВМФ. Корпус монитора с обрезанными палубой и надстройкой, занесенный илом и заросший осокой сохранился в полузатопленном состоянии до настоящего времени. Неподалеку от места гибели монитора - на конечной остановке рейсового автобуса Чернигов - Ладинка - установлен памятный знак.
Координаты 51°16.965'N 31°05.994'E.
ОЦЕНКА КОРПУСА МН "СМОЛЕНСК" ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВОДОЛАЗНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ 21.04.2005г.
В ходе проведённых водолазных работ были подняты фрагменты набора корпуса монитора и предварительно установлено следующее:
1). МН "СМОЛЕНСК" затоплен на глубине около 3 м, корпус находится в грунте почти на половину своей высоты.
2). Внутренняя часть МН сильно заилена, а носовая - вообще засыпана грунтом (ил с песком).
3). Верхняя палуба срезана по всему периметру корабля, сохранились только отдельные её фрагменты.
4). Наблюдаются сильные разрушения в кормовой части МН, кормовая оконечность отсутствует.
5). Машиное отделение разрушено сильным взрывом, но часть механизмов и оборудования на месте.
6). Бортовая обшивка корпуса в р-не взрывов частично разрушена, шпангоуты в удовлетворительном состоянии.
7). Продольные переборки внутри корпуса сильно повреждены коррозией, поперечные переборки сохранились удовлетворительно.
8). Сохранились основания носовой и кормовой артиллерийских башен, возможно, с частью б/з.
9). Гребные винты не обнаружены, но есть остатки тоннелей гребных валов.
Схемы - МАРМАШОВ А.В. и ЧУДНОВЕЦ А.Н.
Фото - СПИЧАКОВ В.А.
Реконструкция - КОРНИЛОВ В.