Статья Горлинского Владимира о рэках Тендровского п-ова (Размещена 17-01-08 г.)


Статья о рэках: минный заградитель "Колхозник", "Свидимость", сейнер "Ангарск"

    
Статья о рэках: минный заградитель "Колхозник", "Свидимость", сейнер "Ангарск"
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :


Тендра

    Стаью и фотографии прислал Горлинский Владимир.
    На минный заградитель "Колхозник" я ныряю с октября 1980-го года. Первые интересные находки (бронзовое основание машинного телеграфа и фонарь побитые осколками ) пошли с 1981 года. Эти находки разожгли во мне интерес к этому судну, и истории этого края. В те годы было еще много очевидцев тех событий и не удивительно, что реальные события, оказывается, несколько отличаются от официальных. Кроме боеприпасов там удалось найти : ствол от пулемета "Максим", чернильницу, каютный вентилятор, пачку газет 41го года, а судовую печать, запасные гребные винты, судовую рынду и ствол от трехлинейки. Рынду нашел возле борта ближе к носу судна. Надписей на ней нет. По конструкции крепежного узла, наверное, с "раскулаченной" церкви, а может просто форма для литья старая. Все интересные находки, кроме рынды и винтов, сделаны в одном месте, посреди судна с левого борта. Наверное это каюта одного из офицеров - чернильница, портрет в рамке (осталась только рамка,а изображения на полотне нет), вентилятор, судовая печать, карболитовая настольная лампа(правда без плафона), пачка газет.
    То, что это "колхозник" сомнений нет, а найденная печать это подтверждает. За рынду ничего добавить не могу- это предмет тяжелый, далеко не плавает и врядли ее кто-то привез из другого места. Естественно, когда нашел в ЗИПе гребные винты, стал внимательно изучать кормовую часть судна, и обнаружил, что это винтовое судно и винты расположены в полу тоннелях , а над каждым винтом есть технологический люк для обслуживания, или очистки. Переделывать колесный буксир в винтовой не рационально, проще построить новый. Хотя, в то советское время могло быть и такое. Но на момент своей гибели он точно был винтовым.
    Недалеко от него на юго-восток находится паровой буксир, со слов местных жителей "Свидомисть". Судя по шильдику, который стоял на корпусе машинного телеграфа буксира, он построен в Англии, на верфях г. Ньюкасл. Буксир затонул примерно в тот же период времени от авиации противника. На нем удалось поднять: адмиралтейский якорь, два магнитных 120мм компаса, трехлинейку, морской бинокль, бронзовый барометр, значок ГТО, пачку газет 41го года, пачку патефонных пластинок и судовой журнал. Судно расположено параллельно берегу, на глубине 5-6 метров, и возвышалось над грунтом примерно на 3-3,5 метра носом на С-З. Надстройка разрушена. От нее осталась только кладка печи, кап машинного отделения, и вход в носовые помещения. Дымовая труба лежала рядом с левым бортом, а через несколько лет ее выбросило на берег в р-не устричного хозяйства. В 85м году, чтобы упростить и узаконить наши погружения организовал спортивно-технический клуб подводников "Альфа" при Приморском РСТК ДОСААФ г. Одессы. В 86м году на "Свидомисть" была проведена экспедиция в ходе которой были сделаны ранее перечисленные находки в носовых трех каютах. Матросский кубрик мы не успели размыть, в нем наверное находится патефон. В машинное отделение мы тоже не заходили, сняли только бронзовые иллюминаторы с капа маш. отделения.
    Потом встретились с Николаевским клубом Садко, они проходили мимо нас на своем ТЩ "Анатолий Елкин" в Егорлыцкий залив на ЭМ "Бойкий". Мы откликнулись на их предложение понырять вместе и догнали их уже на месте. Незабываемый совместный ужин, беседы на интересные темы, тосты за погибших моряков. На следующий день совместные погружения и после обеда каждый клуб вернулся к своей программе. С морской стороны о. Долгий, должен быть бронекатер № 401, между Егорлыцким кутом, и о-вом парусник и два ТЩ, со стороны залива еще два парусника один с зерном (до войны), и другой с грузом гильз (немцы насобирали, что наши бросили при эвакуации в р-не Покровки) наткнулся на тот что с зерном.
Колесный пароход я видел в Тендровском заливе-палубы и надстройки нет, но паровой котел, корпус и кожуха колес хороше сохранились.
    Еще дальше на юго-восток можно было понырять на торпедный катер, судя по кормовым желобковым торпедным аппаратам типа Г5. На нем я нашел : пулемет ДА, трехлинейку, гранату в идеальном состоянии (наверное алюминиевый корпус катера послужил протектором), стопку из 10 шт эмалированных мисок пробитых одним осколком или пулей, эмалированный чайник на 5 литров, коробку с пулеметными дисками ( диски полные, но половина из них разорванные так как катер горел), флотский ботинок с костями стопы внутри. Кстати диск что стоял на пулемете на 2 расстрелян, а остальные патроны взорвались от огня. На то время из грунта выступали только закругленная носовая части, фрагменты бортов, два двигателя расположенные в шахматном порядке, какой-то вспомогательный мотор или компрессор, куча каких-то труб, обломков конструкций и кормовые торпедные аппараты. Торпедный катер последние 4 года из песка не выступает. Во всяком случае в последнее время я его не находил. Рядом где-то должны быть еще пару барж, буксир и самолеты. Местные рассказывали: "...как баржу загрузят людьми, поднимают ветки, для маскировки, подходит буксир и начинает тянуть ее на Тендру (Тендровский полуостров). Тут-же прилетают немецкие самолеты и топят баржу или буксир" ( к октябрю немцы перебросили с средиземного моря в Очаков эскадрилию- специалистов по борьбе с морскими целями и они за две недели навели в этом районе полный "порядок")" мало кто до берега добирался, даже если и плавать мог".
    Еще есть средний черноморский сейнер "Ангарск", который после ремонта был поставлен в желоб, для зимней стоянки. Когда на заливе стал лед, местные пацаны, катаясь на коньках, побили на нем иллюминаторы, мужики чего-то там внутри сняли, или раскрутили в результате чего он затонул, и когда я его первый раз увидел в 80м году, то он уже был без деревянной палубы, почти на ровном киле, по привальники в воде. В экспедиции 86го или 87го года мы даже к нему подходили на своем катере "Дельфин", в последние годы он сильно сел в грунт и проржавел. Кончилось тем, что в одну из зим его срезало льдом, и остатки надстройки перенесло на другую сторону желоба. Теперь он уже не выступает из воды. На карте №35111 он правильно показан на южном кончике Кинбкрнской косы как зс с выступающими частями из воды.
    На Кинбурской косе в Покровке у меня дача , и еше участок ближе к заливу. Мечтаю приобрести ГБО SportScan, и составить свой каталог по затонувшим судам в этом районе.