Возрождение бронекатера


Возрождение бронекатера.

 Не первый год сталкиваясь в архивах с различными проектами судов и отмечая интересные для моей основной работы подробности я заинтересовался проектом легендарного бронекатера 1125.

Бронекатера этой серии активно воевали во время ВОВ на всех советских театрах военных действий с самого начала войны и вплоть до победы над Японией. Они были очень мобильными, имели серьёзную огневую мощь. Габариты бронекатера позволяли транспортировку по железной дороге, что позволяло доставлять их немедленно от производства к местам боевых действий, туда, куда зачастую невозможно было перебросить другие военные суда (например на Ладожском и Онежском озерах).

Принадлежность СССР. Бронекатер проекта 1125.

Водоизмещение: стандартное — 30.8 т, полное — 31,5 т

Длина:                           22,65 м       

Ширина:                        3,54 м

Осадка:                         0,6 м

Мощность двигателя: 1200 л.с. (с двигателем «Паккард») и 850 л.с. (с двигателем ГАМ-34БС)

Скорость: максимальная — 22 км

Вооружение: 1  76-мм орудие Ф-34 в башне танка Т-34,

1 – 12,7 мм,  1-  7,62-мм пулемета

Бронирование цитадели и рубки: 4-7 мм

Экипаж: 12 чел.

С 1942 года на палубе стали устанавливать рельсы и обухи для крепления мин. Бронекатер стал принимать 4 мины для минирования проходов.

 

Во время сражения за Сталинград именно эти бронекатера внесли большой вклад в победу над врагом. В Сталинградской битве участвовали 14 бронекатеров Волжской военной флотилии (ВВФ), из которых два были проекта 1124, а остальные - однопушечные - проекта 1125. На нескольких бронекатерах имелись пусковые установки 82-мм ракет М-8, а бронекатер № 51 вооружили пусковой установкой 132-мм ракет М-13.

Моряки во время войны  называли бронекатера  «плавающий танк». Схожесть с  танком в первую очередь показывала орудийная башня от танка Т-34, но и внутри катера как в «танке» высота потолка в каютах 1,5 метра.

На данный момент несколько из них превращены в памятники (один стоит на набережной Волгограда), но на ходу увы, не одного не осталось.

Поэтому у меня, как у исполнительного директора Тольяттинского судоремонтного завода, одновременно руководителя клуба «Wreck.ru» и организатора многих экспедиций, давно возник проект создания точной действующей копии.  Фактически это будет восстановленный бронекатер, потому-что многие детали вооружения и устройства реальных судов будут использоваться при постройке. На борту катера будет все так как было во время Великой отечественной. Точная копия обмундирования, питание по рациону того времени, вахты, вечером музыка патефона и т.п. 

 

Основу корпуса будущего бронекатера был взят проект «Костромич» . Правда пришлось удлинить его на 5 метров чтобы больше была схожесть с оригиналом.  Двигатель  хотели

поставить немецкий DEUTZ ,  но из за большой цены отказались.  Не хочу читателей грузить проблемами судостроения. Главная проблема- это вооружения, ведь для того что бы люди  поверили должны увидеть все в оригинале.  Если с пулеметами еще все более или менее разобрались. Помогли поисковики дали ДШК (кормовая установка), и ДТ (в верхнюю башню), а вот носовой танковой башни Т-34 с 76 мм орудием Ф-34 ни у кого нет. 

 В 1998 году я руководил экспедицией в Керченском проливе. Нами был обнаружен затонувший бронекатер проекта 1124 (схожий с 1125, только несколько больший, и с двумя башнями) .http://www.wreck.ru/kerch/62.html  Обстоятельства гибели катера неизвестны. Судя по тому, что объект находится на небольшом удалении от берега, есть версия что объект был сильно поврежден и оставлен экипажем , после чего катер снесло на скалы где он  и затонул.

Весной 2009 года Клубом « Wreck.ru » было принято решение об осмотре корпуса бронекатера . Была вероятность, что сделав оверкиль, бронекатер продолжал дрейфовать. Орудийные башни могли отделиться (всё-таки 7 тонн брони) и затонуть в другом месте. Вот и нужно было убедиться в их наличии.

Итак,  небольшая группа единомышленников прибыла на берег Керченского залива, недалеко от мыса Тузла. Основная цель осмотр места гибели неизвестного бронекатера, проверка версии о наличии орудийных башен. Из оборудования привезли мощный гидромонитор для размыва слоёв наносного грунта. Тем более российский канал «Раша Тудей» снимал о нашем клубе документальный фильм.

 Разбив лагерь , мы вышли на лодке к объекту. Последний раз мы были на объекте 12 лет назад.

 

Увы, время и волны делают свое дело. Глубина 5 метров. Возвышение над грунтом 1,5-1,8 метра. От  катера осталось не более 30 процентов от того, что мы видели ранее. Корпус катера разорван на несколько частей. Бронекатер лежит вверх килем. Хорошо видны два двигателя. Орудийных башен либо других предметов вооружения на нем не видно. Боеприпасы, которые раньше в избытке валялись вокруг объекта практически все ушли в грунт. Видимость не превышает 1-1,5 метра. Хорошенько осмотрев объект , и определив по размерам бронекатера где именно должна находиться башня мы  начали детально осматривать нижнюю кромку барбета (усиленное основание) пушки. Первое что нам попалась на глаза это кронштейн крепления сидения наводчика орудия. Что немного вселило в нас надежду. На следующий день уже зная расположения обломков одна группа начала детально осматривать и зарисовывать кормовую часть БКА , а наша группа усиленно размывать нанесенный грунт и руками (видимость упала до 30 см) нащупыватьь под барбетом нижнюю кромку танковой башни.  

 Цель была достигнута. Кромка башни шириной 5-6 сантиметров брони появилась в поле зрения под барбетом. По направлению скоса кромки башня развернута стволом в нос, то есть ее нормальное состояние.

 Итак, что мы имеем? Башня носовая есть, лежит верх ногами, частично отделена от основания (барбета). Замыта в грунт около 1-1,3 метра. Также частично завалена кусками брони и шпангоутов. Кормовая башня  тоже на месте (виден кончик ствола орудия с левой стороны корпуса), придавлена кормовой частью корпуса.

Поднять на поверхность носовую башню дело достаточно хлопотное и дорогое.  После проведения обследования нами принято решение обратиться к властям Краснодарского края о разрешении на подъем башни. Как объект туризма он не представляет интереса, даст нам возможность идентифицировать объект и использовать впоследствии при изготовлении ходового макета бронекатера проекта 1125.

Всегда приятно достигать цели и совершать открытия, пускай не очень значимые для других. Может кто-то скажет, что зря мы копаемся в кучах металлолома, ныряем в груду ржавых боеприпасов. Для нас это возможность восстановить практически утраченные страницы нашей истории. За ними стоят судьбы людей, чьих-то отцов и  дедов. Восстановив бронекатер, мы дадим возможность почувствовать  современным людям себя в обстановке войны. Каждый сможет примерить на себя груз ответственности, когда за тобой целая страна. И сможешь ли ты её защитить?

 За помощь в организации данной акции выражаю благодарность

 Антонову  Эрнсту- за подводное фото, а также

Патрушеву Альберту (Тольятти), Фролову Сергею (Сочи), Петинову Юрию (Тольятти), Вавакину Игорю (Ульяновск)

Шамраю Александру (Темрюк), Кондрашову Александру (Краснодар), Пионтковскому Вадиму (Москва)