Опыт в проведении экспедиции


1. История создания клуба
2. Структура командования
3. Работа с источниками
4. Цель проведения экспедиции
5. Согласование с властями
6. Техническое оснащение
7. Опыт поиска
8. Определение объекта
9. Информация на сторону


    История основания клуба началась в далеком 1986 году. Комитет комсомола г. Тольятти поддержал идею создания клуба подводной деятельности "Нептун". Были выделены некоторые финансовые средства на создание технической базы. То есть приобретены минимальное количество снаряжения , и оборудования. Директором клуба назначили Алексина Сергея. Он имел опыт и квалификацию , дающее право обучать людей подводному плаванию по системе РОСТО. В течении нескольких лет , клуб действовал как самостоятельная некоммерческая организация. После начала перестройки деятельность клуба приостановилось. Новое возрождение "Нептуна" началось в 1997 году. Основная цель деятельности принята проведение экспедиции в акватории Черного моря. Первая экспедиция называлась "Акра-1997" и проходила в районе Керченского пролива. Не имея опыта в проведении такого рода акции , нам все таки удалось на территории Украины провести обследовании некоторых объектов. Основная задача экспедиции осмотр останков древнегреческого города Акра нами не выполнена из-за полного отсутствия видимости.
    Структура командования экспедиций проводимые клубом подводной деятельности "Нептун-Про" ( приставка "Про" появилась из-за формальности при регистрации , оказалось в нашем городе названием "Нептун" владело несколько организаций) выглядит следующим образом.
    Руководитель экспедиции (общее командование)
    Начальник штаба (культмассовый сектор, работа с властями на местах проведения экспедиций)
    Зам по тех. части ( подготовка лодок , компрессоров , понтонов и т. п)
    Главный водолазный специалист (допуски аквалангистов к погружения )
    Начальник навигационной службы (ответственный за поиск объектов в акватории)
    Врач
    Комендант лагеря (обеспечение питания , назначение дежурств по лагерю , общий порядок)
    Зам руководителя экспедиции по финансам
    Зам руководителя экспедиции по работе со СМИ
    Каждому руководителю подразделения прилагаются помощники из числа участников экспедиции.
    Для начала экспедиции требуется цель- либо обследование конкретного объекта , как и группы. Либо поиск новых объектов. Для этого окупаются морские лоции , программное обеспечение.
    Основная цель экспедиции идентификация объекта (судно, самолет и т.п). Для последующих составлений описаний (длина, ширина, степень разрушения, принадлежность , координаты). Заранее собирается об объекте всевозможная информация (архивы, воспоминание очевидцев , описание ранних обследований и т.п ). Если брать архивные источники , то погрешность по военным объектам (времен В.О.В) составляет от 500 метров и до бесконечности). Бывали случаи когда мы искали объект и не находили , (хотя согласно сведения гидрографии объект должен быть на месте). В последствии узнаем что скажем судно было поднято несколько лет назад при строительстве газопровода , или просто мешало судоходству. А гидрографы были не предупреждены. Особенно это относится к маломерным объектам. В 1997 году был случай , когда наш клуб при помощи туапсинского МЧС искал баржу с боеприпасами в устье реки Туапсе. При том условии , что у них была достоверная информация. Проведя в море добрых полдня , и обшарив сонаром значительную площадь , в конце концов с помощью бинокля мы увидели на берегу обломки баржи .Оказывается что в том месте где была затоплена баржа , находился фрагмент корпуса судно недавно наскочившее на мель. При подъеме этого фрагмента , была поднята наша злополучная баржа.
    Параллельно идет подготовка необходимых документов , и согласование проведение экспедиции с местными органами власти и пограничниками. Обязательно информируются комитеты по охране культурного наследия.
    По опыту проведения такого рода акции техническое оснащение представляет из себя (из расчета 25 ныряльщиков) .
    Лодок надувных с подвесным мотором не менее 3-х
    Компрессоры бензиновые 2 шт
    Эхолот ( желательно с широким углом обзора) -и вовсе не обязательно 3-х мерный толку от него никакого. Конечно не говорим об гидролокаторе которого у нас нет
    Не менее 2-х спутниковых навигаторов (GPS)
    Около 20 шт буйков с грузом
    На каждую лодку радиостанцию ( не обязательно морскую , можно и бытовую с радиусом действия не менее 15 км) и сигнальные ракеты
    По прибытию на место проведения подводной экспедиции в первую очередь спускаем на воду поисковую лодку , оснащенную эхолотом и GPS. На борту которой находится экипаж из 4-х человек ( моторист, навигатор и два дежурных аквалангиста).
    Пока поисковики ищут объект для исследования , происходит развертывание лагеря.
    Поиск объекта происходит по следующему плану. На перспективное место поиска ставится большой буй. Дальше лодка с эхолотом движется по спирали , по удалению от буя. Максимальный радиус около 500 метров. Если объект не обнаружен при данном удалении , то место закрываем как не перспективное. А если на экране эхолота появляется объект , то лодка подходит к нему с подветренной стороны и пытается зацепиться за него якорем-кошкой. После этого под воду идет пара дежурных аквалангистов. Если объект интересен ( если конечно это не скала) , краткий осмотр и перемещение лодки с экипажем на поиск другого объекта. Бывает в день обнаруживают до 5-6 перспективных утопленников ( Керченский пролив) на удаление от берега до 20-ти километров. В среднем в лодке находится три или четыре буя с грузом и дополнительным карабином для зацепки за объект. У дежурных аквалангистов есть с собой небольшие пенопластовые буйки , для установки на интересные детали объекта. Вообще рекомендуется иметь с собой каждому участнику экспедиции буйки. Были случае когда при пробных погружениях были обнаружены интересные артефакты (якоря , вооружение , и т.п) , а буйка под рукой не было , и они были потеряны.
    Большое внимание при обследовании следует обратить (если объектом является судно) форме форштевня и коры , тип якоря , пера руля , количество винтов , тип двигателя (паровая машина , дизель). Что дает при нахождении пожизненных фотографии , схем , чертежей судна , точно дать заключение какое судно находится на грунте.
    Рекомендации об определение принадлежности затопленной субмарины типа "Щ"
    В подводной лодке, в надстройке есть еще одна рубка управления. В нее можно попасть либо с верху , либо снизу из центрального отсека. Там должен находится штурвал для движения на поверхности. Во втором отсеке по схеме стоят квадратики, это двери в каюту командира , и гидроакустика. Как входишь в дверь 2-го отсека , на стенке переборки должен крепится столик с ящиком , возможно радиостанция. При ширине лодки в 6 метров , с боков располагаются небольшие каюты. Двери на них были сделаны из дерева , как и сами перегородки. Штурманский стол находится в центральном посту. Останки как минимум восьми человек должны находится на центральном посту. Для определения принадлежности лодки надо посмотреть следующие предметы : тарелки (желательно алюминиевые) , кастрюли , одежду ( у них были прорезиненные штормовки), кожаные ремни поясные . На них матросы часто писали свои фамилии (мы подняли в 2000 году с торпедного катера штормовки , на них были написаны карандашом фамилии). Бинокли ( у них было как минимум 4 шт). Судя по труппам с субмарин С-34 и Щ-211 , которые выносило на берег в Болгарии , у них в карманах были документы. Кителя возможно сохранились до сих пор.
    Построечная табличка возможно находится
    1. На переборке над дверью между 3-им отсеком и центральным постом
    2. На переборке над дверью между центральным постом и 5-им отсеком
    3. На тубусе перископов в центральном посту
    На приборах ( манометрах, кренометрах, термометрах и т.п) есть только клеймо завода изготовителя. Но ничего это вам не даст.
    Желательно через верхний люк и средний , попытаться опустить в во внутрь веревку с грузом и сеткой чтобы в них что-либо положить. Можно сделать крюк из металла , чтобы зацепить из ила внутри центрального поста фрагменты одежды . Перед началом работ попробуйте сломать монтировкой петли у дверей , чтобы лучше проходить.
    Они должны , легко отвалится. Если не получается попасть в центральный пост нестрашно. В третьем отсеке можно найти материал. Центральный пост сильно захламлен, механизмами. Посмотрите прогиб переборки между 2 и 3 отсеком. Это может дать объяснение о силе взрыва . На штурманском столе должна быть карта по целлулоидной пленкой , а также вахтенный журнал. На стенке можно увидеть круглые тубусы для хранения карт. Приготовьте плоскую емкость с морской водой и лупу. Если вы вытащите на сушу бумагу , она немедленно развалиться.
    И помните главное не сувениры , а определение принадлежности лодки.